Применяя ту же стратегию, которая хорошо себя зарекомендовала при решении газового вопроса, президент Владимир Путин на этот раз обеспечил России фактическую монополию на доставку каспийской нефти западным потребителям. Таким образом, политика Запада, предусматривающая существование большого количества разных трубопроводов, превратилась в фарс. Пока монополия не будет преодолена, потребителям и страны-производителям придется иметь дело с неблагоприятными экономическими и политическими последствиями. Решение данной проблемы заключается не только в строительстве ориентированных на Запад трубопроводов из Азербайджана, но и, что не менее важно, в том, чтобы обеспечить достаточное количество казахской нефти для перекачки на Запад.
Казахстану принадлежат крупнейшие запасы нефти каспийского бассейна. Практически вся нефть из разрабатываемых в настоящее время казахских месторождений на протяжении ближайших десяти лет будет транспортироваться через Россию. В соответствии с соглашениями, подписанными в 2001 и 2002 годах по настоятельным требованиям г-на Путина, Казахстан обязан поставлять в Россию около 55 миллионов тонн нефти в год на протяжении 10-15 лет. Эти соглашения предусматривают: перекачку 15 миллионов тонн нефти в Самару, являющуюся центром нефтеочистительного производства, и перекачку более 20 миллионов тонн нефти из Тенгиза в Новороссийск, крупнейший российский нефтеналивной терминал на Черном море. Также в соглашениях предусматриваются поставки в Новороссийск более 10 миллионов тонн нефти из морского месторождения Курмангазы, и более мелкие поставки в другие точки России.
Из всех этих нефтепроводов наибольшую пропускную способность имеет ветка Тенгиз-Новороссийск. Являясь современным, стоящим 4 миллиарда долларов проектом многонационального Каспийского нефтепроводного консорциума, возглавляемого "ExxonMobil", нефтепровод предназначен главным образом для перекачки нефти с самого богатого из действующих ныне в Казахстане месторождений - Тенгизского, которое принадлежит "ChevronTexaco". Нефтепровод был введен в строй в 2001-2002 годах, спустя пять лет, потребовавшихся для его разработки и строительства. Впечатляющие достижения американских финансов и технологий должны принести России немалые прибыли от транзитных пошлин. Маршрут нефтепровода пролегает в обход, а сам Новороссийск имеет много недостатков: неглубокая акваторию, частые штормы, зимой усугубляющиеся льдом, и местоположение. Американская сторона посчитала строительство нефтепровода до Новороссийска необходимым главным образом из-за резких возражений Москвы против строительства более прямого нефтепровода на запад, который обошел бы Россию стороной.
Казахстан заключил соглашения с Россией не только ввиду политического давления, но и из-за отсутствия сиюминутных альтернатив. Быстро растущее производство нефти требовало наличия экспортных возможностей, а бедная страна не могла себе позволить отложить поступление прибылей на несколько лет. Таким образом Москва извлекла выгоду из временных трудностей Казахстана и вынудила эту страну заключить долгосрочные соглашения по транзиту нефти.
Вашингтон начал разрабатывать планы перекачки каспийской нефти в середине 1990-х годов. Однако США не стали зацикливаться на восточном побережье Каспийского моря, предпочтя по политическим мотивам уступить инициативу Москве. Поэтому администрация Клинтона (Clinton), придерживаясь лозунга "нефтепроводов должно быть много" (что до сих пор является официальной позицией Вашингтона), одобряла и проект Каспийского нефтепроводного консорциума. В результате все многочисленные нефтепроводы идут из Казахстана в одном и том же направлении - в Россию.
Ожидается, что к 2015-2020 годам годовая добыча нефти в Казахстане составит 100-120 миллионов тонн. Около 50 миллионов тонн из этого количества будет свободно от обязательств по перекачке через Россию, в связи с чем возникает необходимость в иных маршрутах. Российское правительство уже опережает Запад в борьбе за эти объемы нефти. Оно планирует увеличить пропускную способность ведущего в Новороссийск нефтепровода, а также предлагает соединить огромное Карачаганское месторождение газового конденсата и нефти с этим трубопроводом. Москва также планирует соединить Казахстан через Самару с Балтийской нефтепроводной системой, выходящей в нефтеналивной порт на Балтийском море.
В настоящее время США и Западная Европа ничего не противопоставляют этим российским инициативам. Чтобы хоть как-то восстановить дисбаланс, Запад должен как минимум сделать так, чтобы нефть, добываемая на Кашаганском месторождении, перекачивалась на запад. Это месторождение - одно из крупнейших из месторождений, открытых на земле за последние 30 лет. Консорциум, состоящий из американских и европейских компаний, закончил его исследование в прошлом году; ожидается, что в этом году начнется его разработка.
Между Россией и Западом уже начинают разгораться политические и дипломатические споры по поводу маршрутов, по которым будет транспортироваться кашаганская нефть.
Москва соглашается с перевозками нефти через Каспийское море в западном направлении только в том случае, если они будут осуществляться малотоннажными танкерами. Однако такие перевозки будут иметь малый объем, будут непривлекательны с коммерческой точки зрения и, естественно, не решат проблему экспорта кашаганской или другой казахской нефти. Выступая против транскаспийского нефтепровода, Россия стремится сохранить свою монополию на перекачку казахской нефти и в будущем.
Стратегия г-на Путина заключается в том, чтобы объединить российскую и каспийскую нефть в единый пул, экспорт которого будет происходить под контролем России. В случае успеха Россия получит существенные прибыли от пошлин за транспортировку и реэкспорт казахской нефти. Также в руках России окажется сильный экономический рычаг, который легко можно будет превратить в рычаг политический, особенно в отношении европейских стран - потребителей.
Принимая во внимание изношенность и малую пропускную способность российских нефтепроводов, что доставляет неприятности и российским компаниям, перекачка каспийской нефти через Россию не имеет смысла. Ремонт существующих российских нефтепроводов и строительство новых потребует объемных западных инвестиций. Более того, в то время, как Москва блокирует транскаспийские нефтепроводы, любое финансируемое западным капиталом строительство нефтепроводов для перекачки каспийской нефти через Россию будет восприниматься как поддержка этого вето.
Страны Европейского Союза являются основными предполагаемыми покупателями каспийских нефти и газа. Тем не менее, Евросоюз, судя по всему, с удовольствием уступит России права на перекачку каспийских энергоресурсов. Когда речь заходит о политике Европы в отношении транспортировки каспийских нефти и газа, некоторые европейские чиновники говорят, что такой транзит является частью европейско-российского энергетического диалога. Они предполагают, что такой важный вопрос может быть навсегда доверен Кремлю.
Однако вместо этого Европейский Союз должен совместно с правительством Соединенных Штатов строить транскаспийский нефтепровод, идущий на запад. Этот нефтепровод должен будет соединить Кашаганское и другие месторождения Казахстана со строящимся нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Изначально этот нефтепровод задумывался для транспортировки азербайджанской нефти западным потребителям максимально коротким путем. Подключение Казахстана к этому энергетическому коридору будет оптимальным экономическим, политическим и стратегическим решением. Вашингтон, частные американские и европейские компании, и конечно сам Европейский Союз, как основной вероятный потребитель, должны немедленно начать разработку этого проекта и продвижение его на самом высоком политическом уровне.