На фоне роста сомнений по поводу точности предвоенных донесений американской разведки отрадно видеть, что ЦРУ приступило к изучению этого вопроса. На настоящий момент в Ираке пока не найдено оружие массового поражения, послужившее основным аргументом для вторжения в эту страну, не обнаружено и явных доказательств, свидетельствующих о наличии связей между Аль-Каидой и Саддамом Хусейном (Saddam Hussein). Все это вызывает серьезные сомнения относительно качества американской разведки и допускает смутные предположения о возможных манипуляциях данными в целях оправдания превентивного удара по Ираку. Ввиду критической важности проблемы, здесь требуется всестороннее расследование не только со стороны ЦРУ, но и со стороны вышестоящих инстанций, таких как Конгресс и администрация президента.
В прошлом году отчет о деятельности ЦРУ затребовал министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld), у которого вызвали раздражение противоречивые данные о связях Ирака и Аль-Каиды. Рамсфельд настаивал на том, что в случае войны предвоенные аналитические оценки должны быть сопоставлены с тем, что непосредственно будет обнаружено на месте после окончания боевых действий в Ираке.
Теперь этот отчет приобретает еще больший вес, поскольку на карту поставлено доверие к США. Если в конце концов будет установлено, что оценки военного потенциала Ирака имеют мало общего с действительностью, администрации Буша будет труднее заручиться поддержкой международного сообщества в деле оказания давления на Северную Корею, Иран, Сирию и другие государства-изгои. Для этого уже будет недостаточно одних разведданных, свидетельствующих о том, что эти государства производят оружие массового поражения и помогают террористам.
Принимая во внимание скудные результаты поисков ОМП в Ираке, теперь тревожно вспоминать о том, сколь серьезными администрация Буша рисовала опасности, связанные с ним. Высокопоставленные официальные лица делали заявления о том, что Ирак возобновил свою программу по разработке ядерного оружия, продолжает производить биологическое оружие и располагает огромными запасами химических реагентов, часть которых готова к применению против американских солдат и доступна для террористов.
Многие эксперты полагают, что поисковые команды в конце концов обнаружат запасы запрещенных вооружений, подобно тому, как это было после первой войны в Персидском заливе. Пока же единственной уликой, на обнаружение которой потребовалось больше месяца, являются три передвижных лаборатории. По мнению экспертов, все они предназначены исключительно для производства биологического оружия. Даже если это мнение будет подтверждено независимыми аналитиками, нет никакой уверенности в том, что найденные трейлеры вообще когда-либо использовались для этой цели.
Данные разведки относительно оружия печально известны своей неточностью. Так ЦРУ не смогло составить верный прогноз, сколько времени понадобится русским для производства водородной бомбы, ему не удалось точно определить масштабы советской военной программы по производству бактериологического оружия, ошиблось оно и при оценке того, как близко подошел Саддам к производству ядерного оружия до первой войны в Заливе.
Здесь нужно изучить массу вопросов, некоторые из которых достаточно узки. Например, как администрация дошла до того, что обвинила Ирак в импорте урана для его пресловутой программы по разработке ядерных вооружений, основываясь на фальсифицированных документах. Другие вопросы значительно шире, например, относительно роли, которую сыграл новый спецофис в Пентагоне, занимавшийся собственной интерпретацией информации и аналитических данных, собранных по традиционным разведывательным каналам. Критическое значение имеет и вопрос, какая информация была представлена президенту в период, непосредственно предшествовавший войне.
ЦРУ будет изучать доклады, подготовленные всеми основными разведывательными службами. Это неплохое начало, однако оно не должно быть единственным судьей как своих действий, так и действий других спецслужб. Президент Буш должен обратиться к президентскому Совету по внешней разведке (President's Foreign Intelligence Advisory Board) и к группе внешних экспертов во главе с бывшим советником по национальной безопасности Брентом Скоукрофтом (Brent Scowcroft) с поручением оценить данные по Ираку, а комитеты конгресса по разведке должны провести свои собственные расследования.
Когда президент Буш и госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) неоднократно уверяли мировую общественность в том, что иракское оружие массового поражения представляет собой опасность для международной безопасности, они опирались на данные спецслужб. Мы должны знать, ошибались ли наши спецслужбы или же нет.