26 мая 2003 года. Как это ни неправдоподобно, но после войны в Ираке президент России Владимир Путин оказался в числе победителей. Г-н Путин, объединяясь с Францией и Германией в их оппозиции возглавляемому Соединенными Штатами вторжению в Ирак, рисковал утратить заботливо взращенную им дружбу с американским президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush).
Но Вашингтон, откровенно высказывающий свое недовольство Парижем и Берлином, продолжает мягко обходиться с Москвой. Г-н Путин сохранил невредимыми свои связи с Соединенными Штатами, улучшил свои отношения с Францией и Германией и не утратил своей рекордной позиции по результатам опросов общественного мнения в России.
Вдобавок ко всему, г-н Путин получит возможность отметить свои достижения на международной арене, когда на этой неделе будет принимать у себя г-на Буша-младшего и свыше 40 других мировых лидеров, которые прибудут в Санкт-Петербург на 300-летний юбилей города. "Это очень важное событие как в практическом, так и в символическом плане", - говорит высший советник г-на Путина по внешнеполитическим вопросам Сергей Приходько.
Все это совсем не похоже на отчаянную предвоенную дипломатию, когда Россия оказалась в оппозиции Соединенным Штатам и была вынуждена вступить в тройственный союз с Францией и Германией. Кремль настаивает, что в своей политике руководствовался принципом - защищал многосторонний мировой порядок, в котором доминирующую роль играет Организация Объединенных Наций (ООН). Но дипломаты в Москве говорят, что тактика г-на Путина была далеко не прямолинейной и включала сложные маневры по защите российских деловых интересов в Ираке.
Однако впоследствии официальные лица Соединенных Штатов решили относиться к г-ну Путину более благоприятно, чем к Жаку Шираку (Jacques Chirac) и Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder), поскольку он критиковал Америку не столь активно, как французский и немецкий лидеры.
После окончания войны г-н Путин безусловно остался в более благоприятной позиции, чем та, которая казалась вероятной несколько недель назад, но российскому президенту все еще предстоит решить ряд фундаментально трудных задач, когда он попытается найти для своей страны соответственную роль в мире.
Он хочет более тесно объединить Россию с Соединенными Штатами и Европейским Союзом (ЕС), утверждая, что Россия имеет общие интересы с Западом во всем, от экономического партнерства до борьбы с терроризмом. Ему также известно, что дружеские отношения с Западом облегчат принятие Россией западных идей.
Однако г-н Путин не способен превратить Россию в еще одного европейского союзника Соединенных Штатов наподобие Франции, Германии или Соединенного Королевства. Миллионы россиян все еще рассматривают свою страну как сверхдержаву. А потому г-н Путин пытается сохранить иллюзию, что Россия по-прежнему представляет потенциальный вызов Соединенным Штатам. Он сохраняет связи с союзниками советской эпохи вроде Кубы и с государствами, которые Вашингтон занес в свой "черный список", в частности, с Сирией и Ираном. Эти страны являются также покупателями российского оружия, что очень важно для страны, имеющей крупные военные заводы.
Г-н Путин не ожидает, что Соединенные Штаты станут относиться к России как к равной. Но он хочет уважения. И он хочет, чтобы это уважение проявлялось публично и было очевидно рядовым россиянам. Превращение "Большой Семерки" (промышленно развитых стран мира - прим. пер.) в "Большую Восьмерку" путем включения в нее России стало для Кремля триумфом. Лидер либеральной партии "Яблоко" Григорий Явлинский отмечает: "Мы хотим ощущения, что находимся (с остальными европейцами - прим. пер.) в одной и той же комнате".
Празднества в Санкт-Петербурге почти наверняка помогут россиянам почувствовать, что они и в самом деле принадлежат к нужному клубу. Однако в этом бальзаме остались кое-какие мухи. Первое, чем бы там себя мысленно ни тешил г-н Путин, в повестке Вашингтона Россия стоит далеко не на первом месте. Глава московского аналитического Центра Карнеги Боб Нурик (Bob Nurick) говорит: "Опасность не в том, что некое драматическое событие может изменить (американо-российские) отношения, а в том, что под поверхностью приятности будет укрываться, по сути, пустота".
Далее, напряженность между Соединенными Штатами и ЕС взбудоражила тот западный клуб, в который хочет вступить Россия. Г-н Приходько говорит, что Москва хочет работать с обоими партнерами. Но это будет еще более затруднительно при наличии разрыва в трансатлантических связях.
Кроме того, связи России с Ираном и с другими странами, которые Соединенные Штаты считают враждебными, могут угрожать отношениям между Москвой и Вашингтоном. Именно так и произошло в случае с Ираком.
Наконец, с учетом того, что этой осенью должны пройти парламентские выборы, а на следующий год - президентские, г-н Путин станет уделять больше внимания внутренней критике в свой адрес. Он сам, как кажется, уверен в своей победе (на президентских выборах - прим. пер.), но попытается защитить своих сторонников в парламенте от нападок коммунистов и других критиков его ориентированной на Запад внешней политики. Один западный дипломат в Москве говорит: "Этот момент нельзя считать подходящим временем, чтобы давить на Путина".