На давно заброшенной советской базе бомбардировщиков на аэродроме Манас в Киргизии обретает форму будущее армии США.
Киргизия разрешила Соединенным Штатам и их партнерам по коалиции разместить здесь в декабре 2001 года истребители для ведения войны в Афганистане. Хотя с того момента, как самолеты последний раз наносили бомбовые удары, прошло более двух месяцев, американские войска и не готовятся уходить домой. В прошлом месяце Пентагон взял в аренду еще 750 акров земли. Киргизские чиновники посчитали стоимость арендной платы исходя из количества пшеницы, которое может вырасти на этой площади.
Этим летом Пентагон начнет прокладывать водопровод и канализацию на этой территории, в ста метрах от которой стоят ряды палаток, в которых сейчас живут американские войска. В следующем году планируется возвести мобильные дома, временные офисы и может быть даже бассейн. Никто в Пентагоне не может сказать, как долго американские войска пробудут на этой базе. Однако заместитель командира базы полковник Джеймс Форрест (James Forrest) признает, что "база расположена настолько глубоко в Средней Азии, что очень не хотелось бы терять это место".
Американское военное присутствие в Киргизии отражает те значительные перемены, которые произошли за последние полтора года в видении Америкой своих врагов и методов борьбы с ними. Эти перемены заставляют США посылать свои войска в самые отдаленные и опасные уголки мира.
В самом начале правления администрации Буша (Bush) военные аналитики и эксперты по вопросам национальной безопасности считали, что угрозой, которая будет беспокоить Америку на протяжении последующих лет, является Китай, и подготовка армии осуществлялась в соответствии с этими оценками. Однако сегодня представление об угрозах стало совершенно другим. Считается, что опасность исходит от "дуги нестабильности", которая проходит через Карибский бассейн, Африку, Кавказ, Среднюю Азию, Ближний Восток, Южную Азию и Северную Корею. Опасения, проявляемые в отношении стран этой дуги, оказывают все большее влияние на то, как армия осуществляет свою подготовку, какое вооружение закупает и где размещает свои войска.
Новая стратегия несет в себе определенные риски. Чем больше американские войска рассредоточены по земному шару, тем меньше они готовы вести войну против серьезного противника. Однако американские чиновники утверждают, что у США будет время, чтобы отреагировать на возникновение мощной угрозы.
По мере того, как армия становится все более мобильной, и размещается все ближе к опасным регионам планеты, повышается и вероятность ее участия в различных конфликтах. Некоторые чиновники из Пентагона высказывают опасения по поводу одновременного участия США в нескольких конфликтах. Во многих из них США опираются на новых друзей, которые плохо соблюдают права человека и которые имеют совершенно иные ценности. Тем не менее военные настаивают, что армия должна проникать в новые регионы, чтобы бороться с терроризмом.
В настоящее время ввиду огромной угрозы, представляемой терроризмом, и опасности попадания оружия массового уничтожения в руки злоумышленников г-н Рамсфелд (Rumsfeld) готовит армию США к ведению большого количества мелких войн в отдаленных и опасных местах. Чтобы войска могли более оперативно добираться до горячих точек, г-н Рамсфелд выводит их из гарнизонов в Соединенных Штатах, Германии и Южной Корее, в которых в обычной ситуации размещаются более 80 процентов из 1,4 миллиона американских военнослужащих. Войска будут рассредоточены по большому количеству военных баз в таких регионах, как Киргизия, Филиппины, Сингапур, Африка и Восточная Европа.
Новая стратегия побуждает армию закупать новое оборудование. Во время войны с Ираком США использовали быстроходные 30-тиметровые суда-катамараны для доставки танков и боеприпасов из Катара в Кувейт. Эти суда могут преодолевать более 2000 миль (1 миля = 1606 метров) за двое суток, и перевозить такое количество оборудования и боеприпасов, которое будет достаточно для обеспечения 5000 военнослужащих. Сейчас у Пентагона всего три таких корабля, однако в бюджете 2005-2006 года планируется закупка еще как минимум десятка штук.
Перемены коснулись и сухопутных сил. Обычно в ходе ежегодно проводимых военных игр с имитацией на компьютере отрабатывались приемы ведения крупных войн. Однако в этом году игра не была сосредоточена на одном крупном противнике. Были просимулированы военные действия на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Кавказе, с одновременным возникновением беспокойной обстановки в Латинской Америке и в Африке.
В Киргизии многие из проблем, с которыми боролись участники военной игры - различие в культурных и моральных ценностях со странами-партнерами, коррупция, исламский экстремизм и нищета - существуют в реальной жизни.
В этой стране располагается самый большой американский и союзнический контингент в Средней Азии, за исключением Афганистана, насчитывающий около 1500 человек. Киргизия является, пожалуй, самой прогрессивной из пяти среднеазиатских республик бывшего Советского Союза. Она первой вступила во Всемирную торговую организацию, у нее относительно свободная пресса. Однако даже ее высокопоставленные чиновники признают, что в стране имеются проблемы с соблюдением прав человека и установлением демократии.
Когда американские солдаты, патрулирующие окрестности базы, перестали раздавать местным детям конфеты, те начали кидаться в них камнями. Теперь дети и местные пьяницы приходят к воротам базы и просят у караульных деньги и еду.
Еще одной проблемой является коррупция. По словам подполковника ВВС США, служащего на базе, в любой день можно ожидать появления какого-либо руководителя местного аэропорта с требование повысить оплату. Киргизская оппозиция заявляет, что топливо для самолетов коалиции, стоимость которого оценивается в 25 миллионов долларов США в год, поставляется компанией, принадлежащей племяннику президента Акаева.
Однако в Вашингтоне главным вопросом для представителей Пентагона является следующее: приведет ли американское военное присутствие к укреплению стабильности и демократии в Средней Азии? Однако прошло еще очень мало времени, чтобы ответить на этот вопрос. В настоящее время ясно одно - американские войска не планируют покидать Киргизию в ближайшее время.