Москва, 27 мая 2003 года. Когда президент Владимир Путин будет встречаться в субботу в Санкт-Петербурге с президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), будет задано достаточно много вопросов о том, как несгибаемый лидер России выступил против сверхдержавы в вопросе о войне против Ирака и сумел остаться невредимым.
Ответ лежит где-то посередине между очевидным личным уважением г-на Буша-младшего к российскому лидеру и умением г-на Путина вести свою игру на мировой арене. Однако каким бы прочным ни казалось его положение на внешнеполитической арене, г-н Путин выглядит все более уязвимым у себя в стране, что ведет к росту опасений, что он уже прошел пик своего господства над государственной машиной России.
В декабре должны состояться парламентские выборы, а в марте следующего года - президентские; в этой связи более важен не вопрос о том, как г-ну Путину удалось противодействовать политике г-на Буша-младшего, но почему ему не удалось справиться с людьми вроде Евгения Наздратенко, драчливого экс-губернатора Приморского края.
В начале президентства г-на Путина г-н Наздратенко подверг испытанию обещание нового президента воссоздать сильное российское государство и навязать "диктатуру закона" обществу без правил. В то время г-н Наздратенко возглавлял коррумпированное правительство Приморья, которое, согласно заявлениям многих критиков, наживалось на прибыльной рыболовной отрасли. Г-н Путин метал громы и молнии, через помощников угрожал Наздратенко судебным преследованием и в 2001 году снял его с должности - назначив председателем Государственного комитета по рыболовству.
Двумя годами позднее Государственный комитет по рыболовству оказался замешанным в коррупционном скандале и подвергся жесткой критике за неправильные методы руководства. В этом месяце г-н Путин, наконец, избавился от г-на Наздратенко - сделав его заместителем секретаря Совета Безопасности.
Резкий и решительный на публике, способный отстаивать свою точку зрения в спорах с мировыми лидерами всех мастей, г-н Путин оказался на удивление неспособным использовать свой глобальный авторитет и свою персональную популярность для того, чтобы расстаться с кремлевскими деятелями типа Наздратенко, не говоря уже о том, чтобы осуществить болезненные социальные перемены, в которых, по его словам, Россия по-прежнему нуждается.
Многие специалисты говорят, что после трехлетнего пребывания в должности президента за внешним проявлением властности г-н Путин скрывает тщательный баланс конфликтующих интересов, от магнатов до политических воротил, которые помогли ему добиться поразительного успеха и получить от этого выгоду.
В большинстве демократических стран для этого существует особое слово: политика. Но народные массы России остаются практически в полном неведении относительно того, как делается политика и как проводится в жизнь политическая линия. Вопрос о том, кто в России принимает решения по ключевым вопросам внутренней и внешней политики, остается туманным даже для специалистов, включая и аналитиков правительства США.
Эта система не стабильна, - сказала в недавнем интервью московская политическая журналистка Маша Липман. - Ее секрет, стержень ее стабильности - популярность Путина и пассивность общества. Остальное - конфликтующие интересы, как бы Путин ни пытался укрепить ее".
На первый взгляд, время для сомнений неподходящее. Г-н Путин заслужил всеобщую признательность за трансформацию России из неплательщика, раз за разом отказывающегося от своих долговых обязательств, в трезвомыслящее, даже уважаемое национально-государственное образование. Опросы общественного мнения обыкновенно свидетельствуют, что его деятельность одобряют семь из каждых 10 россиян, и у него, кажется, есть хорошие шансы быть переизбранным на следующий президентский срок.
Празднества в Санкт-Петербурге на этой неделе, якобы блестящие торжества по случаю 300-летнего юбилея города, в действительности являются едва прикрытой метафорой возрождения России в качестве глобальной силы. Официальное рукоположение состоится на следующей неделе в городе Эвиан, Франция, когда семь крупных промышленно развитых стран мира примут в свой состав Россию и даруют ей статус равной. Более того, благодаря перестройке, последовавшей за обвалом рубля в 1998 году, и высоким мировым ценам на нефть экономика России пять лет подряд демонстрирует рост, что является рекордом во времена, когда во всем мире отмечается застой - и в этом месяце сам г-н Путин поставил цель удвоить за десятилетие внутренний валовой продукт (ВВП) страны.
Язык г-на Путина остается как обычно жестким. Менее чем 2 недели назад, в своем обращении к парламенту, он снова обещал заняться созданием "устойчивой демократии, где права человека, политические и гражданские права будут полностью гарантированы", и предложил открыть для общества финансы политических партий и дать парламенту более широкие полномочия в формировании правительства.
Проблема, говорят аналитики, заключается в выполнении законов. После того, как в течение первых двух лет пребывания г-на Путина на посту президента были сделаны широкие изменения в системе налогообложения, а парламент утвердил новые кодексы, г-н Путин оказался неспособным провести через правительство, в котором он якобы господствует, другие свои революционные экономические и социальные реформы.
Начинаются проблемы в Чечне, этой мятежной республике, где г-н Путин, в то время еще премьер-министр, в 1999 году начал войну, которая позволила ему взлететь в президентское кресло. Почти четырьмя годами позднее Чечня стала кошмаром и болезненным разоблачением недостатков российских военных. Предложения Кремля сделать вооруженные силы профессиональными и сократить их численность, можно сказать, практически не двигаются.
Банковская реформа, стержень дальнейшего экономического роста, умирает. По оценкам фирмы "Standard and Poors", по меньшей мере, половина всех займов в российской банковской системе потенциально является проблемной. Другие специалисты говорят, что не более 15 российских банков являются действительно финансовыми институтами, тогда как остальные, в сущности, являются денежными фондами конгломератов для проведения различных политических кампаний, как это было в России до финансового кризиса 1998 года.
Реформы национальных газовой и электрической монополий приостановлены, главным образом по причине оппозиции крупного бизнеса или политиков, опасающихся более высоких тарифных ставок. Обсуждения по вопросу реорганизации коррумпированной и обанкротившейся системы жилищно-коммунального хозяйства России только начинаются.
Обещание г-на Путина разрубить гордиев узел российской бюрократии - одна из важных тем его обращения к парламенту в этом месяце - претворяется в жизнь, как и аналогичные обещания советской эпохи, посредством плана правительства упразднить 250 должностей министерств и ведомств. Но останутся примерно 4750 других должностей.
Лилия Шевцова, являющаяся политологом в Московском центре Фонда Карнеги и специализирующаяся на внутренних проблемах страны, в своей новой книге "Путинская Россия" анализирует первые три года президентства г-на Путина. "Меня преследует видение: Путин, сидящий в бункере, постоянно нажимает какие-то кнопки", - сказала она в интервью. - И он до недавнего времени не знал, что этот бункер не имеет связи с действительностью нашего мира, ибо все его коммуникации обрезаны".
Возможно, это покажется неприятным, но среди зарубежных аналитиков укрепляется мнение, что г-н Путин едва ли является той всемогущей фигурой, какую заставляют предполагать его рейтинги в опросах общественного мнения и его глобальная репутация.
Махинации Кремля строго охраняются. Однако широко распространено мнение, что г-н Путин остается определенным образом обязанным группе магнатов и политических воротил, которые держали в руках бразды правления в последние годы президентства Бориса Ельцина и которые, надо полагать, организовали и осуществили его собственный быстрый взлет в президентское кресло.
Г-н Путин в первый период своего пребывания во власти попытался обуздать широкое влияние, которым эти магнаты пользовались при г-не Ельцине, и в 2000 году заключил с большинством из них пакт о ненападении, на что они пошли очень неохотно. Однако ключевые фигуры Ельцина продолжают занимать важные посты в Кремле. Магнаты укрепили свои позиции в 89 субъектах Российской Федерации, используя свои деньги и влияние как крупных работодателей для осуществления эффективного контроля над политикой в таких обширных регионах, как Красноярский край и Чукотка.
"Вероятно, примерно четверть российских губернаторов в той или иной степени участвуют в бизнесе этих магнатов, а многие губернаторы просто являются агентами олигархов, - говорит Ростислав Турковский, экономист и независимый политический консультант частного Агентства региональных исследований. - А если Путин хочет убедиться, что какой-то конкретный губернатор ему лоялен, значит, ему придется идти не к губернатору, а к олигархам и говорить с ними".
Г-н Путин, как говорят специалисты, пытается противодействовать этому влиянию, нашпиговав правительство своими доверенными друзьями из числа российской интеллигенции и секретных служб, в которых он сделал карьеру перед тем, как заняться политикой. Но главным следствием этого, говорят они, возможно, явилось то, что гражданские свободы в России, а также и ее военная политика приобрели еще более консервативный оттенок.
Иностранные социальные активисты и технические эксперты, всегда являвшиеся объектами подозрений сотрудников милиции и агентов контрразведки, снова оказались под внимательным наблюдением, а некоторые из них были высланы из страны. В прошлом году была внезапно прекращена деятельность в России Корпуса мира США, а ее молодые добровольцы были обвинены в шпионаже.
"Большинство согласно с мнением, что, судя по демократическим институтам, Путин ослабил Россию, а не укрепил ее", - сказал Майкл Макфол (Michael McFaul), аналитик Гуверовского института, который является одним из ведущих исследователей постсоветской России.
В числе вопиющих проблем г-н Макфол называет неравные права, предоставленные этническим чеченцам, частые фальсификации выборов, преследование социальных активистов, практическое прекращение деятельности независимых телевизионных сетей и отход от прямых выборов в парламент.
Но, как и многие другие, г-н Макфол неохотно обвиняет во всем этом г-на Путина и не хочет объявлять демократический эксперимент законченным. Вместо этого он ведет речь о том, что реформы затормозились в ожидании, когда свежий ветер понесет их либо дальше вперед, либо назад.
"Это демократия по определению, то есть я хочу сказать, что они недостаточно сильны, чтобы иметь автократию, - сказал г-на Макфол в интервью. - Это напоминает огромное большинство режимов, которые вошли в стадию перехода от коммунистического правления. Мы всегда думали, что существует континиум от автократии к демократии. Но, оказывается, можно пройти полпути, а после просто оказаться в застое. И именно в такой ситуации находится Россия".