Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия возрождающаяся

Президент Путин не заинтересован в том, чтобы российско-американские отношения были плохими

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении значительной части последнего десятилетия Соединенные Штаты имели возможность диктовать России условия их взаимоотношений. Война против Ирака показала, что Россия способна сопротивляться американским требованиям - и что она в процессе этого может стать сильнее. Именно с этой новой силой России предстоит встретиться г-ну Бушу-младшему в Санкт-Петербурге.

Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, является автором книги "Строительство капитализма: трансформация бывшего советского блока" ("Building Capitalism: The Transformation of the Former Soviet Bloc")

Вашингтон, 28 мая 2003 года. В прошлом месяце премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) побывал с визитом в Москве, чтобы обсудить с президентом России Владимиром Путиным проблемы послевоенного Ирака. Хотя война практически окончена, г-н Путин оставался скептически настроенным в отношении ее целей. "Где Саддам?" - задал г-н Путин вопрос на пресс-конференции после встречи. Где, продолжал он, оружие массового поражения (ОМП), "если оно действительно существует"?

В конце текущей недели планируется встреча президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) с г-ном Путиным в Санкт-Петербурге. Вполне возможно, что и г-ну Бушу-младшему уготовано столь же грубое пробуждение.

Одиннадцатого сентября президент Путин был в числе первых иностранных лидеров, позвонивших президенту Бушу-младшему. Во время войны против Афганистана он разрешил военным самолетам США пролетать над российской территорией, согласился на американские базы в Центральной Азии и делился разведывательной информацией, несмотря на сильную оппозицию бывшего советского аппарата безопасности.

Администрация Буша-младшего отреагировала тем, что согласилась, что чеченское сопротивление имеет связи с международным терроризмом - и на этом все. Президент Буш-младший обещал убедить конгресс США отменить устаревшую поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), которая с советских времен угрожает России экономическими санкциями ввиду того, что там не соблюдается правильная политика в области эмиграции, однако пока что ему это не удалось.

На следующий год после нападений на Америку 11 сентября администрация Буша-младшего вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) с Россией, а затем поддержала расширение Организации Североатлантического Договора (НАТО) на восток.

Г-н Путин галантно согласился с этими решениями, но ничего не получил взамен. В ходе внутрироссийских дебатов его часто сравнивают с несчастным Михаилом Горбачевым, который, как говорят, всегда уступал американцам, ничего не получая взамен.

В период, когда близилась война с Ираком, Россия поначалу отошла в сторонку. Не поддерживая Саддама Хусейна (Saddam Hussein), она хотела спасти некоторые свои коммерческие интересы в Ираке, например, концессии на добычу нефти, финансовые иски и торговые контракты. Но Соединенные Штаты почти не уделяли России внимания. В первом квартале текущего года никто из правительственных чиновников более высокого ранга, чем заместитель государственного секретаря США, не посещал Москву.

А тем временем общественное мнение России, равно как Германии и Франции, выступило против этой войны. От этого выиграла российская Коммунистическая партия - факт, мимо которого в год выборов никак не мог пройти г-н Путин, внимательно следящий за результатами опросов общественного мнения. Поскольку у него не было никаких реальных результатов, которыми он мог бы оправдать свою проамериканскую политику, он присоединился к франко-германской оппозиции этой войне. (Помимо этого, Германия как экспортный рынок двое более важна для России, чем Соединенные Штаты.)

Итак, в каком состоянии находятся американо-российские отношения накануне саммита? Весы влияния, если не баланс силы, переместились.

Соединенные Штаты мало что могут предложить г-ну Путину. После многих лет обсуждений вопроса о совместной разработке проектов в области энергетики российский нефтяной сектор добивается успехов самостоятельно. Попытки России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), к сожалению, встретились с сопротивлением у себя дома и более не стоят в первых строках повестки нынешней встречи. И российская экономика после четырех лет ежегодного роста в размере около 6% не нуждается в финансовой помощи.

Россия, напротив, приобрела некоторые рычаги влияния. Как один из главных кредиторов Ирака Россия принадлежит к так называемому Парижскому клубу, который ведет переговоры о реструктуризации долгов стран, объявивших дефолт. Для того чтобы Ирак смог быстро восстановиться, его долг в сумме около 380 млрд. долл. США необходимо сократить примерно на три четверти. Но Россия, которой ее собственные долги никогда не списывались, неохотно идет на то, чтобы оказать такую помощь, и могла бы сделать более затруднительным международное финансирование восстановления Ирака.

Экспорт российских ядерных технологий в Иран также может оказаться потенциальным вызовом для Соединенных Штатов. Соединенные Штаты давно уже пытаются убедить Россию прекратить подобную практику. Россия отказывается отчасти потому, что это нанесет урон ее ядерной индустрии, а отчасти потому, что она считает Иран наиболее предсказуемой и рациональной страной в регионе.

И все-таки президент Путин не заинтересован в том, чтобы российско-американские отношения были плохими. В своем обращении к нации 16 мая он подчеркнул оппозицию России терроризму и оружию массового поражения как два ключевых принципа российской внешней политики. Ясно, что есть вопросы, по которым Россия и Соединенные Штаты могут взаимодействовать - Северная Корея, например. И как сенат США, так и российская дума ратифицировали договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, который требует от обеих сторон сокращения ядерного оружия.

В экономическом плане России также есть что предложить. В настоящее время идет охота на российские крупные частные нефтяные компании, рыночная капитализация которых низка, и американские нефтяные компании, возможно, захотят принять участие в крупном совместном предприятии. Увеличение импорта российской нефти также в интересах внешней политики Соединенных Штатов.

На протяжении значительной части последнего десятилетия Соединенные Штаты имели возможность диктовать России условия их взаимоотношений. Война против Ирака показала, что Россия способна сопротивляться американским требованиям - и что она в процессе этого может стать сильнее. Именно с этой новой силой России предстоит встретиться г-ну Бушу-младшему в Санкт-Петербурге.