Автор материала - индийская писательница Арундати Рой обратилась в Нью-Йорке к американским противникам войны
Демократия, эта священная корова современного мира, находится в глубоком кризисе. Самое возмутительное и самое позорное совершается именем демократии. От нее осталось не более чем выхолощенное слово, прекрасная оболочка, лишенная всякого содержания и всякого значения. Демократией можно считать все, что можно пожелать. Она - проститутка свободного мира, готовая наряжаться сама и уничтожать других.
Современные демократии существуют уже так давно, что у представителей неолиберального капитализма было достаточно времени чтобы научиться демократию подкупать. Капиталисты-неолибералы стали мастерами в том, чтобы инфильтрировать инструменты данной формы государственности - независимую юстицию, свободную прессу, парламент - и придавать им вид, необходимый для реализации своих потребностей.
Чтобы понять, в какой блокаде оказалась демократия, мог бы помочь взгляд на то, что происходит в наших нынешних демократических странах, таких, например, как самая могущественная страна в мире США.
В странах Старого света демократические механизмы сильно расшатаны. Политики, медийные короли, мощное лобби концернов поддерживают между собой тайные и прочные многогранные связи, нарушая тем самым баланс между конституцией, судами, парламентом, правительством и независимыми средствами массовой информации как структурную базу парламентской демократии.
Например, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berluskoni) владеет, контрольными пакетами акций важнейших итальянских газет, журналов телевизионных каналов и издательств. Право на свободу слова: по какой цене и в пользу кого?
В Соединенных Штатах композиция несколько сложнее. Концерн "Clear Channel" является в стране крупнейшим собственником радиоканалов. Их у него 1 200. Это в общей сложности соответствует девяти процентам рынка, Глава концерна поддерживал избирательную кампанию Джорджа Буша (George Bush), выделив большие средства. Когда сотни тысяч американских граждан вышли на улицы с протестами против войны с Ираком, концерн организовал по всей стране контрдемонстрации. Наступило время, когда новости рождают сами средства массовой информации. Еще недолго и в редакциях перестанут соблюдать даже внешнее приличие. Тогда вместо журналистов будут нанимать театральных режиссеров.
Горькая ирония заключается в том, что именно в США с их шумными и пламенными защитниками идеи свободы слова сужаются границы этой свободы. Чтобы вернуть демократию, необходима жестокая борьба. Наши свободы дарованы нам не каким-то правительством. Они завоевывались в трудной борьбе. Если мы однажды откажемся от них, то борьба за их возвращение будет называться «революцией». Эту борьбу необходимо развернуть по странам и континентам. Ее не должны останавливать государственные границы. Но если желать, чтобы она была успешной, начинать ее надо в Америке. Единственный институт, который влиятельнее администрации США, это гражданское общество.
У Америки богатые традиции сопротивления. Сотни тысяч американцев не поддались ожесточенной пропаганде, которой они подвергались в период войны против Ирака Это в ультра-патриотической атмосфере, которая царит в настоящее время в Соединенных Штатах, свидетельствует о большом мужестве, которого не хватает афганцу или палестинцу, чтобы бороться за свою родину. Если к борьбе присоединятся американцы, не сотни тысяч, а миллионы, их с восторгом будет приветствовать весь мир. Они поймут, как здорово иметь друзей вместо того, чтобы жить в изоляции. Быть любимыми, а не навидимыми.
Я не люблю спорить с американским президентом. И, тем не менее, скажу так: Американцы ни в коей мере не являются великой нацией. Но кем бы они могли быть, так это великолепным народом.