30 мая 2003 года. Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush), когда он будет с визитом в Санкт-Петербурге, увидит сверкающие шпили, свежеокрашенные дома и лица сотен государственных служащих и дипломатов, собравшихся, чтобы отметить 300-летний юбилей города. Он не увидит бездомных и не встретит много местных жителей: бездомных убрали с улиц в ожидании события, а местным жителям порекомендовали уехать из города на выходные. Некоторые из неотремонтированных зданий прикрыты огромными рекламными щитами. Вдоль дороги из аэропорта выстроен забор, чтобы сановные лица не могли видеть бедности.
Иначе говоря, традиция потемкинских деревень жива и поныне - причем не только в Санкт-Петербурге. В последние недели администрация Буша-младшего рекомендовала существенно сократить ассигнования на помощь России - более чем на треть по сравнению с предыдущим финансовым годом - что, по всей вероятности, погубит некоторые из программ, которые более всего нужны России: те программы, которые способствуют борьбе за права человека и демократизации общества.
Административно-бюджетное управление (Белого дома) заявило Государственному департаменту США и Агентству США по международному развитию, что пора уже России "вырасти" из стадии получения помощи на развитие демократии, надо полагать, на том основании, что Россия теперь является демократической страной. Но, хотя Россия стала куда более открытым обществом, чем в прошлом, многие из ее средств массовой информации (СМИ) все еще находятся под контролем, правовая система по-прежнему коррумпирована, а противники президента все больше стеснены в своих действиях. Если администрация США полагает, что это полная демократия, тогда она введена в заблуждение внешним фасадом.
Кое-кто подозревает, что реальной причиной этих сокращений являются финансовые трудности. Если это так, тогда это исключительно близорукое решение. Ведь, если делать сравнения, то оказывается, что денежные суммы в данном случае малы, тогда как эффект от этих программ потенциально велик. Если же, как подозревают другие, эти ассигнования сокращаются потому, что их больше не одобряет президент Владимир Путин, тогда близорукость становится еще более заметной.
Конгресс прав, выделяя ежегодно миллиарды долларов на то, чтобы продолжался демонтаж российского оружия массового поражения (ОМП) - но, если бы Россия была более открытым обществом, с полностью свободными СМИ и с более крепкой оппозицией, то установить контроль над этим оружием было бы легче. Конгрессу следует полностью профинансировать программы помощи, а также и гранты, которые он одобрил - но деньги на которые не выделил - российским организациям, таким, как "Архивы Андрея Сахарова", которые борются за права человека в России.
Многие в Вашингтоне мечтают выстроить отношения "стратегического партнерства" с Россией в войне с терроризмом; но до тех пор, когда Россия станет разделять американские ценности в большем объеме, эти отношения всегда будут хрупкими, как доказало поведение России в недели, предшествовавшие войне в Ираке. Демократизация России - это дело, которому Соединенные Штаты должны уделять внимание не просто потому, что оно правое, но также и потому, что в этом есть стратегический смысл.