В Европе продолжаются публичные дебаты о причинах слабого экономического роста в еврозоне. В течение трех минувших лет ежегодный рост в зоне действия единой европейской валюты не превышал 1%, а в 2003 году, согласно прогнозам, рост экономики здесь не превысит 0,8%. Более того, в крупнейшей стране еврозоны - Германии существует серьезная опасность рецессии. Так что повышение курса евро является не отражением положительных тенденций в европейской экономике, а, скорее всего, связано с ослаблением американской валюты.
Дальнейший рост евро может подвергнуть мировую экономику большому риску. Если падение курса доллара продолжится, то американская экономика столкнется с серьезной проблемой финансирования. Иностранные держатели американских активов могут начать их продажу, чтобы ограничить свои потери. А это может привести к снижению их стоимости и, следовательно, к резкому увеличению процентных ставок. В этом случае американская экономика может пережить глубокий спад, который не пощадит европейскую экономику, а она, в свою очередь, может обрушиться под тяжестью слишком сильного евро.
В настоящее время бюджетная политика европейских стран ограничена ввиду Пакта стабильности Евросоюза и текущих процедур против Германии и Франции, бюджетный дефицит которых превысил допустимый предел, составляющий 3% от ВВП. В развивающихся странах бюджетные ограничения, введенные по рекомендации МВФ, приводили чаще всего к застою и к усилению бедности. Ситуация в Латинской Америки и, в частности, в Аргентине является характерным печальным примером. Но под воздействием общественной критики и разочаровывающих результатов программ структурного урегулирования МВФ, судя по всему, собриарется менять свою доктрину.
Ничего подобного не наблюдается в Европе, где доктрина была официально утверждена (Пакт стабильности ЕС). Конечно, в развивающихся странах проциклическая политика приводит к намного более серьезным и даже разрушительным последствиям, чем в богатых странах, которые располагают очень развитой системой социальной защищенности. Проциклическая политика ведет к росту уровня социально-экономической незащищенности населения, а не к экономическому росту. Это вовсе не означает, что надо увеличить везде и всегда бюджетный дефицит. Речь идет лишь о проведении последовательной бюджетной политики, которая соответствует здравому смыслу.
Если мы хотим сократить роль государства в экономике, то в период замедления темпов ее развития необходимо снижать обязательные налоговые взимания, а в период ее роста - сокращать государственные расходы. Шаги в обратном направлении могут лишь привести к увеличению продолжительности периода стагнации. Понижение налоговых взиманий в период роста экономики рискует ухудшить инфляционные ожидания и привести к ужесточению валютной политики. Более того, чем продолжительнее период замедления и чем короче период оживления экономики, тем выше будет бюджетный дефицит и тем слабее пространство для маневра в вопросе сокращения налоговых взиманий. В итоге ухудшатся показатели роста экономики и дефицита госбюджета.
Вызывает сожаление то, что в течение последней фазы оживления в экономике в 1998-2000 гг. правительства европейских стран не приняли мер по сокращению бюджетного дефицита. Если бы дефицит удалось уменьшить, то сегодня мы могли бы проводить политику экспансии. Правда, в свое оправдание европейские страны могут заявить, что им не грозит опасность неплатежеспособности и им не нужно осуществлять программу структурного урегулирования под эгидой МВФ.
Как известно, история проциклической политики берет свое начало не в 1998 году, а в первой половине 90-х годов. В период стагнации в 1995 по 1997 гг. во Франции уровень налога на добавленную стоимость был увеличен на 2%, но у правительства не хватило решимости продолжить политику увеличения налогов в период возобновления роста. Тот же сценарий, кажется, будет реализован и на этот раз, то есть после возобновления роста европейской экономики начнется снижение налогов.
Рост курса евро означает, что напрасно ожидать воздействия внешних факторов для обеспечения роста экономики Европы и что она может положиться только на себя, на свои внутренние резервы. Уже сегодня нужно сократить обязательные налоговые взимания и осуществить инвестиции в материальные и нематериальные ценности, что позволит создать предпосылки для потенциального оживления в экономике. В этом случае Пакт о стабильности ЕС мог бы превратиться в договор, который обеспечит рост европейской экономики.
* Жан-Поль Фитуси - род. в 1942 году, профессор экономики в Парижском институте политических исследований. Является председателем Научного совета этого института, а также руководит Французским центром изучения экономической конъюнктуры. С 1979 по 1983 гг. являлся профессором экономики в Европейском университете во Флоренции, в 1984 г. - профессором Калифорнийского университета. Автор целого ряда известных книг, посвященных экономическим проблемам.