Кофи Аннан (Kofi Annan) собирался, собственно, прибыть рейсовым самолетом. Однако аэропорт в Санкт-Петербурге с четверга для таких авиарейсов закрыт на четыре дня, воздушное пространство над городом открыто только для самолетов, доставляющих на российский берег Балтийского моря важных гостей. Генеральный секретарь Организации Объединенных наций был уже почти готов ехать из Москвы поездом, но на удовольствие, чтобы отдать восемь часов на поездку в спальном вагоне, у Аннана не было времени. Так что его, как говорят, захватил с собой Тони Блэр (Tony Blair).
Силам безопасности придется поработать, когда главы государств и правительств 45 стран прибудут для празднования 300-летия города, построив который Петр I открыл ворота на Запад. Такого столпотворения Россия еще не знала. Буш (Bush), Блэр, Аснар (Aznar), Берлускони (Berluskoni), и вообще все главы правительств Европейского союза вкупе со всеми главами стран-кандидатов на вступление в него, президенты входивших ранее в состав Советского Союза стран СНГ. То, что известные политики последовали приглашению, является тоже личным триумфом хозяина принимающей стороны Владимира Путина.
Речь идет больше, чем просто о празднике. Торжества по случаю годовщины родного для Путина города становятся местом встречи, где руководители военной коалиции и решительные противники войны, желающие и не желающие, соберутся вместе впервые после войны с Ираком.
Путину удалось почти без всякого ущерба преодолеть дипломатическую пропасть иракского кризиса. Перед встречей в Санкт-Петербурге российский президент написал Бушу письмо, в котором Москва заявляет о готовности сотрудничать с Америкой во всех областях. Неплохая атмосфера была создана визитом в Вашингтон министра обороны Иванова. Для встречи в Санкт-Петербурге будет достаточно, если президенты Америки и России публично продемонстрируют, что их дружба остается стабильной.
Русские сразу поняли, что в Санкт-Петербурге, что касается юбилея, речь идет не о рутинном мероприятии. Они предпочли лучше отказаться от заявлений, сделанных в этом символическом месте, чем пускаться на произнесение ничего не значащих фраз. Есть желание сделать крупный шаг в направлении единой Европы. Москва предлагает в этом плане создание Совета Россия-ЕС, орган с участием равноправных членов, в котором решения принимались бы - по образцу Совета НАТО-Россия - по формуле 15 плюс один (а после расширения - 25 плюс один). Этим пожеланием Россия тщит надежду обойти длинный путь, ведущий через брюссельскую бюрократию, и повысить роль России.
Европейцам это кажется слишком поспешным. Если уж сам ЕС не может договориться относительно своей внешней политики и своих институтов, то о создании подобного органа не может быть и речи, говорят в Москве европейские дипломаты. Некоторые считают, что сначала надо наполнить жизнью соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1995 году. ЕС, чтобы уж слишком не показывать свое неприятие, намерен предложить Москве назначать заместителя российского премьер-министра по делам ЕС.
Второе пожелание России - создание в будущем общей с Европой безвизовой зоны. Россияне хотят договориться о плане с указанием конкретных сроков. Для европейцев поэтому важно сначала введение режима Шенгенского соглашения в странах-кандидатах на вступление в ЕС. Силовые министерства, разумеется, не в большом восторге от предложения об отмене визового режима для европейцев. Российские посольства за рубежом финансируются в значительной мере за счет выручки от выдачи виз.
В конечном счете, поиск европейско-российского обращения, связанного со встречей в Санкт-Петербурге, осложняет чеченский конфликт. После террористических актов, совершенных в прошедшие недели, некоторые европейские государства, среди них Германия, хотят обязательно видеть в заявлении упоминание о Чечне. Европейцы с подозрением воспринимают то, что процесс европеизации, которую Путин рассматривает как часть своей концепции преобразований, имеет лишь экономическую направленность и при этом несостоявшимся остается принятие на вооружение европейских ценностей.
Россия слишком велика для ЕС, сказал однажды Романо Проди (Romano Prodi). Действительно, это европейская страна, имеющая территории в Азии. Европа может оказать лишь скромную помощь в решении проблем, встающих на Востоке, откуда мигрирует население, и где существуют серьезные проблемы с южными регионами, которые оказываются в стороне от преобразований. Расширение ЕС, который будет граничить с Россией не только с территории Финляндии, но и стран Балтии, могло бы, кстати, стать шансом для обеих сторон. При этом решающую роль должны играть именно Петербург и северо-западные регионы, с которыми будет граничить ЕС. ЕС мог бы здесь сконцентрировать свое внимание на развитии региона, например, путем создания зоны свободной торговли. Юбилей в Петербурге был бы хорошим поводом для того, чтобы открыть окно на Запад еще шире.