Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оккупация попахивает нефтью

Установление контроля над иракской нефтью будет означать заключение контракта века для некоторых многонациональных корпораций и появление Троянского коня в рядах стран-членов ОПЕК.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начиная войну против Ирака Соединенные Штаты стремились провести некоторые преобразования в регионе Ближнего Востока, а вместе с тем и установить новый баланс сил между арабскими государствами и Израилем. Определенную роль в упомянутых геостратегических преобразованиях играют нефтяные интересы самой могущественной державы XXI-го столетия. Сегодня Ирак является для Соединенных Штатов ключом ко вторым по объему запасам нефти после месторождений Саудовской Аравии. Все страны региона Персидского залива владеют в общей сложности двумя третями мировых запасов нефти

Установление контроля над иракской нефтью будет означать заключение контракта века для некоторых многонациональных корпораций и появление Троянского коня в рядах стран-членов ОПЕК. И тогда речь уже пойдет не просто о цене на нефть, а о владении ее запасами.

Начиная войну против Ирака Соединенные Штаты стремились провести некоторые преобразования в регионе Ближнего Востока, а вместе с тем и установить новый баланс сил между арабскими государствами и Израилем. Определенную роль в упомянутых геостратегических преобразованиях играют нефтяные интересы самой могущественной державы XXI-го столетия. Сегодня Ирак является для Соединенных Штатов ключом ко вторым по объему запасам нефти после месторождений Саудовской Аравии. Все страны региона Персидского залива владеют в общей сложности двумя третями мировых запасов нефти.

Хотя, начиная войну с Ираком, Соединенные Штаты и не называли среди своих целей получение иракской нефти, а публично заявляли о необходимости уничтожения оружия массового поражения, которое и по сей день не было найдено, вполне очевидно, что именно нефтяные интересы сыграли наиважнейшую роль в этой военной кампании. Вблизи иракских нефтяных месторождений бомбардировки проводились с особой осторожностью, и были приняты все возможные меры для тушения подожженных нефтяных колодцев. В Багдаде не пострадало ни одно из учреждений так или иначе связанных с нефтяной промышленностью: это были единственные здания в городе сохранившиеся в неприкосновенности. В послевоенный период Вашингтон больше всего стремится поставить на ноги все предприятия и учреждения, связанные с добычей нефти.

Именно поэтому постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте (John Negroponte) представил на заседании Совета Безопасности проект новой резолюции, согласно которой должны быть сняты все санкции против Ирака, а Соединенные Штаты и Великобритания получат в свои руки контроль над доходами от продажи нефти сроком на один год или период, необходимый для стабилизации обстановки. Как говорится в проекте резолюции, упомянутые поступления должны пойти на восстановление иракской экономики и инфраструктуры, пострадавших от двух войн, санкций и диктаторского режима правления.

Можно предположить, что подобно тому как контракты на восстановление Ирака были отданы крупным американским компаниям, точно также и крупные нефтяные англо-американские корпорации получат наибольшую выгоду от разработки нефтяных месторождений Ирака. Из резолюции вытекает, что ООН получит лишь второстепенную роль. После столь желанного для Вашингтона упразднения режима санкций - особенно программы «Продовольствие в обмен на нефть» - ООН просто будет лишена возможности вмешиваться в решение нефтяного вопроса, судьба которого полностью окажется в руках победителей (они же оккупанты) Ирака. Для Вашингтона сегодня все пахнет нефтью.

Нефть как решающий фактор начала войны

Однако, вернемся к превентивной войне: именно бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси (James Woolsey) первым заговорил о нефтяных выгодах войны с Ираком. Он даже намекнул европейцам, что новый демократический режим правления, установленный в побежденной стране, пересмотрит старые и установит новые концессии, касающиеся добычи нефти. Те же страны, что не поддержали нападение на Ирак, не попадут в число счастливчиков, которым достанется кусок пирога при новом дележе иракской нефти. А вопрос об иракской нефти стоял много раньше начала военной кампании. Еще в июле 2002 года Совет по оборонной политике, пост главы которого на тот момент занимал Ричард Перл (Richard Pearle) - учитель замминистра обороны США Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) - обсуждал сколько опасностей таит в себе высокая степень зависимости американской экономики от поставок саудовской нефти. Правящая династия Саудовской Аравии не заслуживала доверия, особенно если вспомнить ее связи с бен Ладеном (bin Laden) и режимом талибов.

Однако роль нефтяного вопроса в принятии решения о начале войны с Ираком публично не обсуждалась. На самом же деле иракская нефть действительно была одним из решающих факторов, подтолкнувших Штаты к войне: не единственным, но крайне важным. «Вашингтонские соколы» рассчитывали на то, что последствия войны с Ираком окажутся крайне положительными для Соединенных Штатов, которые смогут вновь, после 12-летнего эмбарго, получать выгоду от продажи иракской нефти. На все это и указывает проект резолюции Совета Безопасности, который можно считать первым шагом к тому чтобы иракские месторождения перешли в руки американских и британских компаний. Геополитическая и энергетическая стратегия, проводимая Вашингтоном, была еще в 1997 году обозначена в документе под названием «Проект для нового американского века».

И, кроме того, не стоит забывать, что и президент Джордж Буш (George Bush) и вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) имеют особые интересы в нефтяной промышленности. Сделанное две недели назад объявление о выводе американских войск с их баз, расположенных на территории Саудовской Аравии, доказывает, что «соколы» не обманулись в своих ожиданиях. Ирак может стать наилучшей заменой упомянутых выше баз, и в то же самое время нефтяные месторождения оккупированной территории дадут Вашингтону уверенность в стабильном положении энергетического сектора Штатов. Однако, если будет принят проект резолюции, предложенной СБ, оккупационные силы не получат никакой выгоды от иракской нефти, потому как вопросы о предоставлении контрактов на ее добычу должны будут согласовываться с международным сообществом либо с гражданской властью, признанной другими странами законной. Именно поэтому Вашингтон с такой поспешностью пытается упразднить программу «Продовольствие в обмен на нефть», не позволяющую иракским властям получать доходы от добычи нефти.

В настоящий момент уже идет обсуждение какие именно компании станут заниматься добычей нефти в Ираке, и будут ли это те же самые корпорации, что проводили нефтяные разработки иракской нефти еще до оккупации. Здесь вновь сталкиваются интересы Соединенных Штатов - то есть оккупационных сил - и различных стран Европы и России, которые добывали в Ираке нефть в рамках упомянутой выше программы.

Проведенные Джеем Гарнером (Jay Garner) - впоследствии замененным на гражданского временного правителя Ирака Джона Сойерс (John Sawers) - назначения в иракском нефтяном секторе вполне очевидно указывают на то, что самый лакомый кусок иракского нефтяного пирога достанется англосаксонским компаниям. На должность министра нефтяной промышленности в будущем временном правительстве был назначен иракский технократ, связанный с нефтяным сектором, Тамир Абас Габдан (Tamir Abas Gabdan). Помощником нового и скорее всего легко управляемого министра был назначен один из бывших руководителей англо-голландской компании «Shell» Филипп Кэрролл (Phillip Carroll). В числе будущих иракских руководителей оказался и один из бывших руководителей американской нефтяной компании «Exxon Mobil».

Так что крупнейшие нефтяные компании стран-победительниц готовы взять в свои руки ключи от иракских нефтяных месторождений, оставив не у дел Францию, Россию и Германию. И ни о каких возможностях не может быть и речи, Вулси всех предупреждал. В конце концов, нефть была освобождена Соединенными Штатами и их союзниками.

Споры за нефть

Первая задача Соединенных Штатов после окончания военной фазы войны в Ираке, начала оккупации и получения в свои руки иракской нефтяной индустрии - не допустить падения цен на нефть. Потому как вполне очевидно, что низкая стоимость барреля приведет к падению доходов нефтедобывающих компаний, а кроме того снизит поступления в казну в качестве налогов с бензина и жидкого топлива.

А это отнюдь не маловажный фактор. Согласно данным ОПЕК, за пятилетний период (1996-2000) налоги, полученные странами «большой семерки» (США, Канада, Франция, Германия, Италия и Великобритания) с продаж жидкого топлива увеличился до 1,3 биллиона долларов. За тот же самый период страны-члены ОПЕК получили налогов с продаж нефти на сумму 850 тысяч миллионов.

Стоит отметить, что во время войны в Ираке цена за баррель колебалась незначительно и осталась практически на той же отметке. И снова, как и двенадцать лет назад - в 1991 году - Соединенным Штатам удалось сохранить стабильность цен, а те, кто предсказывал увеличение стоимости нефти до 80-100 долларов за баррель вновь ошиблись.

В настоящий момент США заинтересованы в такой цене за баррель, которая будет не слишком высока и не слишком мала, чтобы первый шаг в разработке иракской нефти оказался легким и удачным, а добывающие компании в то же самое время могли зарабатывать деньги и восстанавливать пошатнувшуюся экономику.

Процветание частных нефтяных компаний в значительной степени основано на следующем мировом противоречии: страны, потребляющие больше всего нефти, меньше всего ее производят; регионы же, обладающие самыми большими запасами, не имеют ни технологии ни средств для развития нефтедобывающей промышленности. Под это определение подходит и ситуация, сложившаяся в Ираке.

Для проведения обмена средств и технологии на нефть крупные нефтяные компании требуют гарантий получения выгоды от своих существенных вложений. И такими гарантиями является доступ к нефтяным месторождениям, для получения которого они готовы оказывать всевозможное давление на правительства стран богатых нефтью. Примером тому может стать и Ирак.

В Ираке, точно так де как и в странах Каспийского бассейна нефтяные богатства находятся в руках государственных компаний, но у них нет ни технологии, ни средств для увеличения производства, строительства нефтепроводов и разработки новых месторождений этого невосполнимого природного ресурса, от которого зависит весь мир.

В совершенно ином положении находятся компании частные: у них есть все необходимые средства и технологии, но нет запасов. Подобное противоречие соблюдается опять-таки и в Ираке: нефть принадлежит государству и контролируется «Iraq National». Сегодня, в послевоенный период, крупные нефтяные компании потребуют доли участия во владении нефтяными месторождениями, что позволит увеличить стоимость акций этих компаний. Обычно для упомянутых компаний делаются исключения в соблюдении местных законов, касающихся охраны окружающей среды и уплаты налогов на время действия контракта.

Подобные кабальные договоры носят название «production sharing agreements» (PSA) - «Соглашение о разделе продукции» - которые заключаются в слабых, коррумпированных странах: в Средней Азии, Африке, России, Эквадоре. Некоторые государства, например, Мексика и отдельны монархии Персидского залива, упомянутых контрактов не заключают, так как считают их неприемлемым ударом по собственному суверенитету.

Будущее Ирака

Что ожидает Ирак? Наиболее радикально настроенные крупные нефтяные компании хотят получить в свое распоряжение весь иракский нефтяной пирог. Иными словами, надеются на приватизацию иракского нефтяного сектора, которую можно провести под эгидой оккупационных сил США и Великобритании.

Им противоречит меньшинство, полагающее, что приватизация иракской нефти принесет больше проблем, чем выгод, а потому предлагающее остановиться на заключении PSA. Все указывает на то, что в Ираке сохранится своя государственная нефтяная компания - на это намекают и заявления Буша о том, что нефть принадлежит иракцам. Вероятнее всего, учитывая сколько средств необходимо для восстановления иракской экономики и при поддержке оккупационных американских властей, впервые в одной из стран Ближнего Востока будут подписаны аппетитные «Соглашения о разделе продукции».

Становится ясно, что самое главное в сегодняшней ситуации - получение доступа к месторождениям. Из-за этого была начата война в Ираке, оберегались месторождения, а сегодня идет спор о том, какие именно контракты и при каких выгодных условиях получат те или иные компании. Вне всякого сомнения это будут корпорации оккупационных властей, установившие в стране военный контроль, которые впоследствии установят угодную им власть и возьмут в свои руки добычу топлива.

Получение контроля над иракской нефтью станет контрактом века для многонациональных нефтяных корпораций и появлением Троянского коня среди стран-членов ОПЕК. И вопрос уже будет касаться не стоимости барреля, а распоряжения нефтяными месторождениями.

Американцы никогда не признавали, что нефть была одной из причин начала войны, но кто может сомневаться в этом сейчас? Геополитика и коммерческая выгода - смесь, попахивающая нефтью.