Вашингтон, 2 июня 2003 года. Вчера Джордж Буш-младший (George W. Bush) и Жак Ширак (Jacques Chirac), обменявшись улыбками и твердым рукопожатием, приступили к восстановлению франко-американских отношений. Но Вашингтон в особенности абсолютно ясно дает понять, что этот процесс, мягко говоря, потребует времени.
Три дня (пребывания президента США - прим. пер.) в Европе просто публично подтвердили то, что представители администрации Буша-младшего в частном порядке говорили вот уже много недель по поводу того, как Соединенные Штаты собираются поступить с Францией, Россией и Германией, ведущими оппонентами войны с Ираком в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН).
Что касается России, склонный к злопамятству американский президент, очевидно, решил если уж не забыть, то во всяком случае простить. В Санкт-Петербурге г-н Буш-младший и президент Владимир Путин были, что называется, сама общительность. "Мой хороший друг" Владимир удостоился чести повторного приглашения в сентябре на ранчо г-на Буша-младшего в местечко Кроуфорд, штат Техас, куда, кстати, президент Ширак не будет приглашен "в ближайшее время".
Г-н Путин, рядом с которым стоял улыбающийся г-н Буш-младший, заявил журналистам: "Должен сказать, фундаментальные связи между США и Россией оказались сильнее, чем те силы и события, которые подвергли испытаниям наши отношения". В данном случае под фундаментальными связями имелась поддержка Москвой войны с терроризмом и ее растущая интеграция с Западом.
В противоположность этому оппозиция Германии не будет забыта. Г-н Буш-младший и канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), правда, пожали друг другу руки и обменялись несколькими вежливыми замечаниями. Но в Эвиане не было двусторонней встречи между ними, как не было и приглашения г-ну Шредеру посетить Белый дом, не говоря уже о Кроуфорде. Соединенные Штаты намерены сыграть на сохраняющихся в Германии исторически длительное время чувствах отсутствия безопасности, демонстрируя немцам свою холодность.
Что касается Франции, возмущение Соединенных Штатов ее поведением еще более глубокое. Грех Парижа не в том, что он выступил против политики США в отношении Ирака, но в том, что он систематически стремится крепить эту оппозицию в СБ и вне его рамок. Единодушное принятие резолюции ООН 1483, отменяющей санкции против Ирака, несколько смягчило гнев США на Францию, но ни одна из сторон не собирается уступать по фундаментальному вопросу. "Мы не изменили своего мнения, так же, как и Соединенные Штаты", - сказала представительница г-на Ширака по связям с общественностью.
Накануне прибытия во Францию г-на Буша-младшего его советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) дала интервью газете "Le Monde", в котором она назвала французскую позицию в вопросе о войне "особенно разочаровывающей". Она сказала: "Бывали времена, когда казалось, что американскую мощь считают более опасной, чем Саддама Хусейна (Saddam Hussein)". Она также осудила предостережения французского президента готовящимся вступить в Европейский Союз (ЕС) странам Центральной и Восточной Европы по поводу их поддержки военной акции против г-на Хусейна. "Мы полагали, что у нас имеется взаимопонимание относительно того, что не существует конфликта между европейской идентичностью и трансатлантической идентичностью", - сказала она.
Но даже если оставить в стороне вражду из-за войны в Ираке, встреча в Эвиане едва ли останется в памяти г-на Буша-младшего как самое приметное событие во время его редкой вылазки заграницу. Он предпочитает иметь дело с вопросами, требующими использования "жесткой" американской силы (такими, например, как его завтрашняя попытка подтолкнуть Израиль и Палестину к урегулированию конфликта между ними), вместо того чтобы прибегать к "мягкой" силе. А в его глазах ничто так не символизирует "мягкую" силу, как эти непродуктивные саммиты, где занимаются говорильней.
В этом смысле его ранний отъезд из Эвиана не просто довольно-таки грубый сигнал, показывающий его чувства к г-ну Шираку. Он отражает и собственную веру г-на Буша-младшего, что подобные встречи с их разнородными повестками и церемонными обедами не являются достаточно полезным использованием его времени.