Санкт-Петербург, 1 июня 2003 года. Российский президент Владимир Путин не мог не посмеяться хоть чуточку. Когда он и президент Буш-младший (George W. Bush) завершали свою встречу, г-н Буш-младший снова завел речь о своем обещании отменить поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), внесенную конгрессом США в закон о торговле еще в 1974 году, во времена "холодной войны".
Г-н Буш-младший сказал, что он "заверяет" российского лидера, что на этот раз он поможет добиться отмены данной поправки. Такие заверения г-н Буш-младший делал и раньше, в том числе год назад во время их последней встречи в Санкт-Петербурге. Еще в сентябре 2001 года, когда благодарные официальные лица США старались вознаградить г-на Путина за его поддержку войны против терроризма, отмена поправки казалась легким способом сказать "спасибо". Но г-н Буш-младший, у которого на пути встали несколько членов конгресса, так никогда и не решился потратить свой политический капитал, чтобы добиться отмены этой поправки.
Для многих российских политических обозревателей, которые следят за отношениями г-на Буша-младшего с г-ном Путиным в последние 2 года, это был многое проясняющий обмен, напоминание, что их частенько рекламируемая дружба не совсем трансформировалась в существенные перемены в том, как ведут дела друг с другом Соединенные Штаты и Россия.
Даже советники двух лидеров признают, что сегодняшний саммит между г-ном Бушем-младшим и г-ном Путиным - первый с того момента, когда война в Ираке резко поставила их по разные стороны баррикады - в основном затрагивал внешнее восприятие их отношений, являлся попыткой укрепления их политических позиций, призванной показать, как выразился г-н Буш-младший, что "друзья могут иметь разные мнения", но затем "преодолевать свои разногласия". Единственный официальным публичным актом для них двоих стало подписание документов, закрепляющих ратификацию Московского договора о сокращении стратегических вооружений.
Сегодня почти не упоминались более спорные вопросы отношений между Россией и Соединенными Штатами, например, судьба многих миллиардов долларов в российских нефтяных контрактах с бывшим иракским правительством Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Когда был поднят напряженный вопрос о российской помощи Ирану в осуществлении гражданской программы в области ядерной энергетики, обе стороны подчеркнули, что их позиции, как выразился г-н Путин, "более близки, чем может показаться со стороны".
Россия недавно просигнализировала о своей новой озабоченности в связи с возможным использованием Ираном его гражданской ядерной программы для создания ядерного оружия, однако она не пошла на то, чтобы продиктовать Ирану новые условия для продолжения строительства стоящего 1 млрд. долл. США атомного реактора в районе города Бушер (Bushehr).
Отношения между г-ном Бушем-младшим и г-ном Путиным "никогда не были наделены законным статусом, и это является очевидной слабостью этих отношений", сказал директор московского Института США и Канады Сергей Рогов.
"Совершенно определенно, в этих отношениях отсутствует реальная сущность, - сказала политический аналитик московского Центра Карнеги Лилия Шевцова. - Эти двое пытаются восстановить доверие и вернуть отношениям личную привязанность, потому что доверие было утрачено в силу разногласий из-за войны в Ираке. Но личная привязанность не способна заменить сущность, и проблема в том, возможна ли вообще какая-то сущность в этих отношениях".
Со своей первой встречи 2 года назад г-н Буш-младший и г-н Путин пытаются выдавать свои отношения за необыкновенно тесную личную привязанность, которая переросла в "стратегическое партнерство" между их странами. Г-н Буш-младший объявил, что был удовлетворен, когда при их первой встрече заглянул г-ну Путину в душу. В последние недели официальные представители как США, так и России пытаются заверить репортеров, что личные связи между двумя лидерами не нарушились, хотя они и были напряженными в период накануне войны в Ираке.
"Имелись серьезные разногласия, и это несомненно", сказал один находящийся здесь высокопоставленный дипломат США, но, добавил он, "доверие, установившееся между ними, помогло свести к минимуму ущерб отношениям".
Российский министр иностранных дел Игорь Иванов также был полон решимости охарактеризовать сегодняшний саммит как демонстрацию личных отношений, которые "укрепились, а не ослабли" из-за разногласий по Ираку. Когда репортер из арабского информационного агентства "Аль-Джазира" спросил, может ли Россия верить обещаниям г-на Буша-младшего, принимая во внимание его неспособность выполнить обещание отменить поправку Джексона-Вэника, г-н Иванов ответил, что г-н Буш-младший только что заявил, что работает над этой проблемой. "Мы все надеемся, что он свое обещание выполнит", - сказал г-н Иванов.
Некоторые российские аналитики высказывают мнение, что отношения Буш-Путин в ближайшей перспективе едва ли приведут к чему-либо, кроме скромных достижений, ибо вскоре оба будут полностью отдаваться внутренним политическим факторам накануне президентских выборов 2004 года. Более конкретные перемены в отношениях между ними возможны не ранее 2005 года, если оба останутся на своих постах. "Пока не пройдут намеченные на следующий год выборы, ни г-н Буш-младший, ни г-н Путин не будут интересоваться дебатами, кто проиграл Россию и кто проиграл Америку, а потому "мы можем прогнозировать еще 18 месяцев, по меньшей мере, внешне хороших отношений", считает г-н Рогов.