Алексий II и Папа Иоанн Павел II. Смогут ли когда-нибудь встретиться эти два высших духовных лидера христианского мира? 73-летний православный Патриарх Москвы и Всея Руси. Глава Римской Католической церкви, патриарх Запада, на десять лет старше. Оба больны и оба находятся в конце своего господства. Несмотря на инициативы, направленные на примирение между двумя конфессиями, главы крупнейших Церквей мира продолжают противостояние.
Они потеряли нить диалога между православием и католицизмом, который был начат после II Церковного собора Ватикана в 1960 году, и в течение долгих месяцев главы внешнеполитических ведомств России и Италии пытаются организовать их встречу. Папа Римский, который объездил весь мир и в начале июня отправится с визитом в Хорватию - это его сотая поездка за границу за четверть века, - до сих пор лишен возможности приехать в Россию и встретить там своего самого близкого "брата" по вере.
Казалось, Ватикан нашел брешь в стене: было предложено, чтобы Папа Иоанн Павел Второй совершил остановку в Казани, столице Татарстана, по пути в Монголию, куда он должен отправиться в конце августа. В Казани глава Римской Католической Церкви собирался торжественно вручить православным властям России икону с изображением Казанской Божьей Матери, которая ввиду превратностей судьбы оказалась в апартаментах понтифика в Ватикане.
Однако этой надежде не суждено было сбыться. Патриархат Москвы направил в Италию экспертов министерства культуры России, которые пришли к выводу: реликвия, которую папа собирался вручить Алексию II, является лишь копией XVIII века! Заявление Патриархата от 19 мая было недвусмысленным. «Реституция этой иконы, являющейся одной из многочисленных реликвий, вывезенных незаконно из страны в эпоху трудностей, не может считаться поводом для визита Иоанна Павла II в Россию». Итак, в очередной раз сказано твердое «нет». Неудачей завершилась одно из сражений, которые ведет Папа Римский за право приехать в Россию, в которой история православия насчитывает более 1000 лет. Эта поездка, скорее всего, развеяла последние надежды Иоанна Павла II на посещение России.
Согласно исторической и канонической концепции православия, все христиане православной земли могут быть только православными. Отсюда и раздражение, которые вызывает в Русской Православной Церкви (РПЦ) вторжение Папы в страны бывшей российской империи. За последние три года Иоанн Павел II посетил Украину, Армению, Грузию, Казахстан и Болгарию. Он посетил и другие крупные святыни православия - Грецию и Румынию. Попытки Папы Римского действовать "в обход России" воспринимаются в РПЦ как стремление Ватикана расширить свою власть на территорию бывшего СССР.
Патриарх Алексий II только что обратился с призывом к православным Церквям Западной Европы, чтобы они прекратили раскол, унаследованный от советского периода и различных волн иммиграции. Он призвал их объединиться вокруг автономной метрополии патриархата Москвы. Это обращение от 1-ого апреля вызвало обеспокоенность в русскоязычных общинах Лондона, Парижа и Женевы, разделенных на тех, кто зависит от Москвы и тех, кто подчиняется патриархату Константинополя. Есть среди них и те, кто подчиняется Русской Зарубежной Православной Церкви, выступившей в прошлом веке против Московского патриархата, который в тот период был заложником советской власти.
РПЦ стремится к возрождению великого русского православия, восстановлению престижа и могущества, которыми оно обладало во времена правления царей. В 1997 РПЦ пыталась заставить власти принять дискриминационное религиозное законодательство, гарантирующее ей монопольное положение в России. РПЦ всячески поддерживает президента Путина, вплоть до его политики репрессий в Чечне. В 2002 она добилась выдворения за пределы России нескольких католических священников, в том числе и одного епископа польского происхождения. С момента распада советского блока РПЦ восстает против возрождающихся на Украине греко-католических объединений - "униатов" (они подчиняются Риму, но отправляют византийские обряды).
Год назад РПЦ обвинила Ватикан в посягательстве на целостность православной территории. Это произошло после того, как Ватикан создал в России четыре католические епархии (которые до сих пор имели временную администрацию). В качестве ответной меры РПЦ добилась выдворения ряда католических духовных лиц. Недавно в Казахстане, которую в Москве всегда воспринимали как православную русскую территорию, были созданы две католические епархии - в Алма-Ате и Астане.
Римская Католическая Церковь не желает прислушаться к аргументам Москвы, а русское православие оказывается неспособным выйти из своей изоляции, избавиться от своих антизападных рефлексов и от ностальгии о прошлом величии.