Москва, 6 июня 2003 года. В 1927 году, когда преимущества новой экономической политики Владимира Ленина начали истощаться, а Политбюро ЦК ВКП(б) дебатировало вопрос, следует ли использовать рыночные реформы или насильственно индустриализировать экономику, Михаил Зощенко написал сатирический рассказ о том, как один человек, собираясь на вечеринку, купил себе модную рубашку и перед тем, как надеть, отдал ее постирать. Примерив рубашку после стирки, он обнаружил, что она сильно подсела: ворот не сходится, а манжеты оказались на месте локтей. Он выразил свой протест прачке, которая в ответ заявила: "Нынче все рубашки дают усадку после стирки. Вам просто повезло, что размер рубашки уменьшился с 38 до 32". Этот человек был вынужден пойти на вечеринку, надев поверх новой свою старую рубашку. После вечеринки он сказал: "Все прошло хорошо, никто ничего не заметил".
В наши дни в российской политике, если президент Владимир Путин хочет, чтобы никто не заметил перемен в его рубашке, у него остается мало времени. До недавних пор было принято считать, что г-н Путин остается более или менее пленником заключенного в конце 1999 года с (тогдашним президентом России) Борисом Ельциным сговора о наследовании президентской власти. Этот сговор предусматривал, в том числе, предоставление г-ну Ельцину и его семье иммунитета от преследования по всем потенциальным нарушениям закона, которые могут быть ему инкриминированы с 1991 года. В дополнение, членам более широкого политического окружения г-на Ельцина, известного как "Семья", было обещано сохранение их постов в аппарате президента, в правительстве и в высших эшелонах экономики, чтобы иметь возможность контролировать выполнение г-ном Путиным его обязательств и блокировать все попытки его окружения нападать на них. Стало обыденным рассматривать это соперничество между Семьей и сторонниками г-на Путина - большинство которых он привел с собой из Санкт-Петербурга или из прежнего КГБ СССР - как главную движущую силу принятия политических решений на протяжении первого президентского срока г-на Путина.
Г-н Путин в ходе своей первой кампании по избранию в президенты в марте 2000 года заявил, что всех российских олигархов, которым в основном принадлежит богатство России, следует держать на равном удалении от государственной власти. Он не уточнил, должно это удаление быть большим или не очень. Он обещал, что в обязанности государства будет входить "обеспечение гарантий следования (рыночным) правилам, чтобы никто не имел преимуществ или привилегий". А президенту, продолжал он, "следует стоять над всеми и не допускать, чтобы удовлетворялись интересы только крупных компаний и монополий".
Прагматичная, снисходительная, оптимистичная интерпретация неспособности г-на Путина выполнить свое обещание в течение первого срока президентства - думать, что, как только г-н Путин будет переизбран на второй срок, он впервые освободится от своих обязательств перед Семьей г-на Ельцина и, таким образом, станет достаточно независимым и безопасным, чтобы делать то, что, согласно его словам, он намеревался сделать. Это станет очевидным из его первых решений, которые от него потребуются, чтобы (в ходе реальных реформ) разукрупнить российские электрическую и газовую монополии; а также снизить зависимость экономики от экспорта нефти, перераспределив богатства страны. Проще говоря, на примере кадровой политики, если г-на Путин оставит Александра Волошина на посту главы администрации президента, а Анатолия Чубайса - на посту генерального директора РАО "Единые электрические системы (ЕЭС) России" и позволит Михаилу Ходорковскому вкупе с Михаилом Фридманом диктовать национальную энергетическую стратегию, он не сдержит своего обещания. Он может надеть одну рубашку поверх другой, но это не позволит скрыть смущающей усадки.
Однако политическую проблему невозможно решить столь прямолинейным путем. Весной 2004 года у г-на Путина будет впереди второй президентский срок. А дальше что? С первого дня после своего переизбрания президент с его ближайшими советниками должен прогнозировать возможные варианты действий на период более 4 лет, предусмотренных ныне действующей Конституцией Российской Федерации. Одна из опций - изменить Конституцию, чтобы либо продлить срок пребывания президента во власти, либо разрешить президенту баллотироваться на третий срок. Г-н Ельцин задумывался над обеими опциями. Возможно, если бы он не был так болен, и если бы Семья не имела других альтернатив, он попытался бы изменить Конституцию - то есть, пошел бы неконституционным путем.
У г-на Путина, надо надеяться, не будет больших проблем со здоровьем, но из высказываний таких олигархов, как нефтяник г-н Ходорковский или металлург Владимир Потанин, уже сегодня очевидно, что у них имеются собственные кандидаты на место г-на Путина в 2008 году. Г-н Ходорковский имеет в виду самого себя, тогда как г-н Потанин - своего бывшего подчиненного, нынешнего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Чтобы у г-на Путина сохранилась надежда остаться во власти после 2008 года, он будет вынужден заключить с ними сделку. Как альтернативный вариант, он мог бы попытаться заручиться поддержкой организованных политических партий страны, начиная с коммунистов. Они, скорее всего, потребовали бы у г-на Путина, чтобы он отказался от соглашений с олигархами. Не исключено, что г-н Путин на протяжении своего второго президентского срока будет проводить политику умиротворения обеих сторон и пытаться сократить разрыв между ними. Но цикличность товарных цен, корпоративные прибыли, капиталовложения, уровни заработной платы, инфляция и безработица не так легко поддаются регулированию по воле президента. Вполне вероятно, что г-ну Путину придется иметь дело также с целой серией дефолтов по долгам крупных российских корпораций, и это сократит доступное ему поле для маневра гораздо больше, нежели в недавний период бума мировых цен на нефть.
Если неконституционная опция не пройдет, г-н Путин вскоре выяснит для себя то, что усваивают все президенты второго срока - что он уже "хромая утка" именно в тот момент, когда сразу же после переизбрания он думает, что находится в апогее своей власти. В России это имеет особую остроту по причине беспощадности используемой тактики (политической борьбы - прим. пер.); возможностей для отмщения и гангстерских способов ведения (политической) борьбы; а также слабости и коррумпированности органов правопорядка и судов, призванных урегулировать конфликты такого рода. Короче, г-ну Путину и его сторонникам сразу же придется начинать беспокоиться о своем правовом иммунитете и о своих источниках будущих доходов. Пройдет совсем немного времени, и президенту придется пойти на сделку с теми, у кого есть ресурсы диктовать порядок наследования власти. Едва ли условия этой сделки позволят г-ну Путину ощущать себя более свободным, чем он был после его сговора с Семьей. Возможно, он задумается над сделкой с парламентскими "левыми", поддерживаемыми спецслужбами, хотя это может спровоцировать такое острое противостояние с олигархами, какого не приходилось испытывать г-ну Ельцину. Если, как показало недавнее вмешательство компании "Норильский никель" в муниципальные выборы в Норильске, г-н Потанин не захотел иметь на посту мэра Норильска критика из числа профсоюзных работников и, не желая соглашаться со своим поражением, сделал выборы недействительными, можно ли считать вероятным, что он покорно подчинится захвату Кремля враждебными ему силами в период до 2009 года? А как насчет других олигархов в их вотчинах?
Г-н Путин, быть может, решит в 2009 году встать во главе правительства Санкт-Петербурга, тем самым приобретя значительный иммунитет, который ему понадобится, и в то же время сохранив политическую базу, которая будет ему нужна для возвращения позднее в президентское кресло. Для того чтобы эта стратегия сработала, г-н Путин мог бы усадить в кресло губернатора на предстоящие 4 года доверенного человека вроде Валентины Матвиенко. Но в таком случае ему придется заключить со своим преемником в Кремле соглашение на лучших условиях, чем те, которые сам г-н Путин пообещал ныне уходящему со своего поста губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву. Но, опять-таки, чтобы сделка с Кремлем была прочной, г-ну Путину потребуется протекция от всех равноудаленных олигархов или от некоторых из них, кто пользуется более сильным по сравнению с прочими влиянием.
Раскол олигархов - это опция, от которой г-н Путин отрекся во время своего первого президентского срока, хотя он все же выбрал для своих нападок парочку наиболее слабых из них, Владимира Гусинского и Бориса Березовского. Эта тактика, возможно, покажется ему более многообещающей во второй президентский срок, особенно с учетом того, что некоторые из корпораций и банков, принадлежащих олигархам, стоят гораздо ближе к дефолту, чем прочие. Почти все президентские опции являются иллюстрацией к персонажу г-на Зощенко, которому приходится надевать свою старую рубашку и надеяться, что никто не обратит внимания. Но внесение раскола в ряды олигархов можно сравнить с предварительно давшей усадку новой рубашкой, надетой поверх старой, чтобы скрыть ее от людских взглядов. В сатирическом рассказе г-на Зощенко, относящемся к тому периоду, когда лидеры России пришли к заключению, что рыночные реформы будут либо чересчур медленными, либо слишком неэффективными для нужд экономики, эта рубашка была фантазией.