Взглянув на Москву, вы можете подумать, что дела российской экономики никогда не шли лучше. На юге города открылся гигантский торговый центр "Мега", а неподалеку от бывшего здания КГБ в новом салоне выставлены роскошные автомобили "Бентли".
По всей столице можно столкнуться с показными свидетельствами достатка. Например, некоторые билеты на состоявшийся в прошлом месяце на Красной площади концерт Пола Маккартни (Paul McCartney) стоили до 3000 долларов США.
Основные экономические показатели страны тоже выглядят неплохо. Валовой внутренний продукт страны растет каждый год. Правительство сообщает о десятках миллиардов долларов дохода. Курс российского рубля по отношению к американскому доллару укрепляется.
Иностранные инвесторы не оставляют незамеченными эти факты. Ближе к началу этого года компания "British Petroleum" объявила о крупнейшем за всю новейшую историю единовременном вложении капитала в Россию, купив за 6,5 миллиарда долларов США половину крупнейшей российской нефтяной компании "ТНК".
Месяц назад в своем Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин отметил, что за прошедшие три года ВВП вырос на 20 процентов, и страна заняла второе место среди стран с развивающейся экономикой, уступив только Китаю. По мнению г-на Путина, перед Россией стоит задача за последующее десятилетие удвоить размер ВВП.
Смелые, оптимистические слова. Однако многие российские экономисты считают, что стоит копнуть чуть поглубже, как выяснится, что основания для подобных заявлений весьма шаткие, и что в настоящее время создались условия, в которых может произойти кризис аналогичный тому, что имел место пять лет назад.
На прошедшем на прошлой неделе семинаре руководитель московской инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал" Питер Дженнингс (Peter Jennings) сказал, что он "удивлен схожестью" нынешних экономических условий с условиями, сложившимися в 1997 году, как раз перед дефолтом. Эта мысль была подхвачена нервными российскими средствами массовой информации.
В то время, как и сейчас, фондовый рынок переживал подъем. За первые пять месяцев этого года сводный фондовый индекс вырос на 30 процентов, а объемы торгов увеличились вдвое.
Конечно, эти показатели не обязательно являются предвестниками плохих новостей. Однако экономика, которая в значительной мере зависит от цен на нефть - Россия является вторым в мире производителем нефти, доля которой в экспорте страны достигает 50-ти процентов - может лопнуть как мыльный пузырь после того, как цены на черное золото рухнут.
"Если цена на нефть упадет, предположим, на уровень ниже 20 долларов США за баррель, то рубль очень быстро обесценится", - говорит Геннадий Неч (Gennady Nech), президент компании "Necco Industries", консультирующей россиян о том, как инвестировать средства за рубежом.
Некоторые эксперты проявляют беспокойство, что, принимая во внимание неясное будущее американской экономики и скорый выход на рынки иракской нефти, цены на нефть могут существенно снизиться.
И это может стать началом больших экономических проблем. Несмотря на официальные данные, согласно которым ВВП вырос на 4,3 процента в прошлом году, и на 6,4 процента за первый квартал этого года, существуют опасения, что российский экономический рост может иметь шаткие основы.
"Я не верю этим экономическим показателям, - говорит г-н Неч. - У российского правительства большой опыт манипуляций с цифрами".
Другие лица обеспокоены тем, что Россия признала, что не сможет вступить во Всемирную Торговую Организацию в этом году. Или обращают внимание на то, что экономический рост сосредоточен практически целиком в Москве, в то время как остальная Россия продолжает пребывать в бедности.
Есть и другие тревожные сигналы. По оценкам Международного валютного фонда рост ВВП в этом году составит 3,5 процента, а не 4,2 процента, как предсказывает правительство. Инфляция продолжает выражаться двузначными цифрами, коррупция продолжает душить экономику.
Некоторые эксперты опровергают такие предположения как необоснованные. Например, бывший министр финансов России Борис Федоров заявил, что он считает прогноз экономической ситуации в России на ближайшие несколько лет благоприятным, и высказал удивление по поводу того, что кто-то предсказывает еще один дефолт.
В отличие от 1997 года, говорит Федоров, федеральное правительство имеет хорошие налоговые показатели. После прихода г-на Путина к власти в 2000 году в стране каждый год принимается сбалансированный бюджет.
Однако, несмотря на все оптимистичные разговоры об удвоении ВВП к 2013 году, г-н Путин, судя по всему, тоже относится к числу тех, кто скептически настроен по отношению к будущему страны. В Послании Федеральному Собранию он высказал следующее предостережение: "У некоторых даже возникло ощущение, что все наши проблемы решены. Что будущее России вполне предсказуемо и успешно. И вопрос лишь в том, должна наша экономика расти на четыре или на шесть процентов в год, и сколько нам тратить. Хочу сказать - это не так, - заявил г-н Путин. - Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно".
Его слова могли быть восприняты как предостережение, однако, после открытия фондовых рынков, сводный фондовый индекс продолжил расти.