Москва, 9 июня 2003 года. Он впервые приехал в Советский Союз в конце 1980-х годов и обнаружил, что обществу угрожает постепенный распад. Имея одно из самых больших в мире состояний, он взял на себя миссию спасения ученых, затем попытался стать повивальной бабкой при рождении демократических институтов на земле, где они считались чужеродными. И вот теперь, через 15 с лишним лет, потратив более 1 млрд. долл. США, Джордж Сорос пришел к заключению, что его миссия завершена. Видя, что правительство в Москве стабилизировалось, и появилось новое поколение доморощенных филантропов, этот международный финансист решил оставить Россию россиянам и фактически уйти из страны, которой он отдал значительную часть своего времени и энергии.
"Я в принципе свертываю деятельность, - заявил г-н Сорос. - Я потратил здесь уйму денег и очень часто я их тратил вместо правительства. Не думаю, что это нужно продолжать делать сегодня. Россия как государство воссоздана и уже не нуждается в моих субсидиях".
Он по-прежнему будет участвовать в мелких проектах. Но уход г-на Сороса как одного из крупнейших меценатов является вехой в развитии России после распада Советского Союза в 1991 году. Никакая другая частная инициатива с Запада не оказала столь большого влияния на формирование новой России, как его Институт открытого общества (Open Society Institute). "Фонд Сороса сыграл ключевую роль в развитии некоммерческих организаций России, - считает Ольга Алексеева, директор московского офиса британского благотворительного фонда "Charities Aid Foundation". - Не могу сравнить с г-ном Соросом никого, и его уход создаст значительный вакуум".
Для россиян, занятых строительством нации, г-н Сорос являлся крестным отцом перемен. В первые дни он спонсировал программы, которые выдавали гранты десяткам тысяч российских ученых, внезапно оказавшимся без зарплаты в государственных учреждениях и организациях. Он обеспечил услугами Интернета десятки российских провинциальных университетов, поддерживал независимые российские средства массовой информации (СМИ), финансировал артистов и писателей, организовывал издание учебников, которые более честно описывали исторические события, и обеспечивал новыми шприцами наркоманов, чтобы помешать распространению СПИД'а.
Раздавая в России деньги, он одновременно пытался их здесь делать. Буквально через какие-то месяцы после своего публичного осуждения российского "грабительского капитализма" в 1997 году он в союзе с одним из самых крупных российских бизнесменов, Владимиром Потаниным, организовал консорциум для покупки за 1,9 млрд. долл. США 25% акций телекоммуникационной компании "Связьинвест". Через год он потерял 2 млрд. долл. США в финансовом кризисе августа 1998 года.
Сегодняшняя Россия совсем не похожа на ту, которую г-н Сорос увидел в 1988 году. При президенте Владимире Путине правительство сбалансировало федеральный бюджет, расплатилось со значительной частью своих долгов и построило развивающуюся экономику. По крайней мере, некоторые из "грабительских капиталистов", которых осуждал г-н Сорос, сделали свой бизнес более открытым для инспекций и сами начали участвовать в благотворительной деятельности.
"Это существенная перемена, - сказал г-н Сорос. - Когда рухнула советская система, я пришел сюда, чтобы помочь в переходе от закрытого к открытому обществу┘ Этот переход завершился. Пятнадцать лет - достаточный срок для переходного периода". Отметив, что предстоит сделать еще очень многое, он сказал, что пришло время самим россиянам заняться этим.
Как признак перемен, г-на Сороса с капиталом в 7 млрд. долл. США, занимающего 38-е место среди богачей нашей планеты, сегодня затмил по богатству один из российских корпоративных лидеров, 39-летний глава нефтяной компании "Юкос" Михаил Ходорковский, который при капитале в 8 млрд. долл. США занимает 26-е место. Компания "Юкос" г-на Ходорковского выделяет на благотворительность в России 50 млн. долл. США ежегодно. Г-н Ходорковский перенял у г-на Сороса интерес к помощи ученым и даже свою новую организацию назвал Институт открытой России (по аналогии с Институтом открытого общества г-на Сороса).
Сегодня российские частные филантропы ежегодно жертвуют на благотворительную деятельность в России 500 млн. долл. США. "Россия - вполне богатая страна, несмотря на все свои проблемы", - считает г-жа Алексеева. Однако она и другие озабочены тем, что частной благотворительности в России еще очень далеко до того, чтобы восполнить уход из страны г-на Сороса.
Администрация Буша-младшего (George W. Bush) не так давно рекомендовала конгрессу США сократить на треть ассигнования на программы помощи России в развитии демократии. Российские правозащитные организации, например, едва ли смогут найти замену этому источнику финансирования в лице российского правительства, с которым они нередко конфликтуют.
Решение г-на Сороса можно рассматривать как подтверждение мнения, что Россия больше не нуждается в подобной помощи. Однако в интервью он опроверг этот вывод, заявив, что России еще предстоит пройти долгий путь к открытому обществу, которое он рисует в своем воображении. "Будущее России весьма неопределенно, а институты гражданского общества и независимые СМИ очень хрупки, и было бы ошибкой оставлять их. Поэтому я их не оставляю, я просто прекращаю субсидировать государство", - сказал г-н Сорос. Потратив в России за 15 лет более 1 млрд. долл. США, г-н Сорос теперь решил сократить свои расходы до 10 млн. долл. США в год. В то же время он решил увеличить масштабы своей благотворительной деятельности на территории бывших советских республик Средней Азии и Кавказа. "Это районы нестабильности", - считает г-н Сорос.
Одновременно г-н Сорос заявил, что, по его оценке, ему следует перенести битву за открытое общество в Соединенные Штаты, где обществу угрожают некоторые решения администрации Буша-младшего.