Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell), посетивший Москву несколько недель назад, начал рабочую встречу со своим российским коллегой Игорем Ивановым с бокала шампанского. Значит ли это, что Соединенные Штаты и Россия разрешили свои острые разногласия в вопросе об Ираке? Именно такое впечатление пытаются создать у мировой общественности мастера дипломатических инсинуаций в Вашингтоне и в Москве.
Россия недавно поддержала Соединенные Штаты в их усилиях отменить в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) санкции против Ирака. "Бушисты" в качестве ответной услуги рассказывали всякому, кто пожелал их слушать, что Владимир Путин остается куда более популярным в Белом доме, чем любой из его друзей из Франции и Германии. Затем на прошлой неделе была организована дружественная встреча двух президентов в Санкт-Петербурге, за которой последовал новый обмен любезностями в Эвиане.
Тпру! Громогласно восхваляемому "стратегическому партнерству" между Вашингтоном и Москвой нанесен серьезный урон. Ушли в прошлое счастливые времена, когда Джордж заглядывал Владимиру в глаза, и они вели разговоры о религии. Война в Ираке внесла порцию нового реализма в их взаимоотношения - и подчеркнула глубокие различия, которые почти наверняка будут разделять их и в дальнейшем.
Часть этой новой трезвости в американо-российских отношениях объясняется личными связями, которым г-н Буш-младший придает очень большое значение. Президент США был разочарован тем, что г-н Путин повел себя в вопросе об Ираке не как добрый друг. Но г-н Путин, кажется, ни разу публично не назвал г-на Буша-младшего своим другом.
Еще более важно новое ощущение глубоких различий в национальных интересах двух стран. Официальные лица с обеих сторон пытаются выдать раскол из-за Ирака за "недопонимание". Один высокопоставленный американец даже заявил, что Россия "попалась на удочку" противников войны во Франции и в Германии. Россияне между тем продолжают настаивать, что главным форумом для решения вопросов войны и мира должна оставаться ООН. Администрация Буша-младшего все так же настаивает на своем праве на односторонние действия при ликвидации угрозы национальной безопасности Америки. Свидетельством этого являются последние обмены высказываниями по поводу Ирана и Северной Кореи.
Москву особенно волнует то, что она оценивает как новый американский мессианизм. Говорят, что г-на Путина особо заботит очевидное стремление администрации Буша-младшего переделать наш мир по образцу и подобию Америки. Глеб Павловский, советник г-на Путина, заявляет без обиняков: "Америка пугает нас в том смысле, что Буш-младший является глобальным революционером". Не разделяет Россия и энтузиазма в отношении доктрины "гуманитарной интервенции", которой становятся все более привержены Соединенные Штаты и многие европейские страны. Вместо этого Россия придерживается вековых принципов национального суверенитета и святости невмешательства во "внутренние дела". Нас устраивает свержение режима талибов в Афганистане, говорит г-н Павловский, но это вовсе не означает, что можно таким же способом насаждать "демократию" в других странах мира. Демократия должна быть самовзращенной, а не навязанной Америкой.
А потому, хотя война в Ираке и закончилась, напряженность в отношениях остается. Примером этого является недавняя острая критика г-на Путина в адрес британского премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair), который является ближайшим союзником г-на Буша-младшего. Г-н Путин дал понять, что считает войну в Ираке ненужной и, в конечном счете, неудачной. И, наряду с Францией и Германией, г-н Путин отвергает призывы Вашингтона простить Ираку международные долги режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Иракский долг России составляет 8 млрд. долл. США.
Потенциально еще более опасно американо-российское противостояние из-за Ирана. В то время как Америка усиливает свои нападки на Иран, Россия без шума продолжает оказывать ему помощь, в том числе в строительстве атомного реактора вблизи Бушера. Вашингтон осуждает Россию за эту помощь, полагая, что программа в области атомной энергетики открывает путь к созданию иракцами ядерного оружия. Если только Соединенные Штаты усилят нападки на Иран, то вполне могут оказаться в конфронтации с Москвой. Сомнительно, что даже самая крепкая дружба способна выдержать это.