Хиллари Родэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) можно было бы посочувствовать, поздравить или объявить сумасшедшей. Но публика не может оставаться равнодушной, когда бывшая первая леди, оказавшаяся, чего не было до нее ни с одной из других супруг президентов, публично обманутой и оскорбленной, называет своего мужа после 30 лет совместной жизни человеком, обладающим качествами, «превышающими его физические возможности», даже «первозданной силой». Леди Макбет, стонут одни. Эта ведьма, визжат другие. Немало тех, кто рыдает: святая. Нет, пожалуй, только равнодушных.
Во всяком случае, забыть эту женщину, ее страстность - с завтрашнего дня в свободной продаже появится книга со скромным названием «Моя история» - мог бы лишь тот, кто считает, что Клинтоны - это уже история. Их больше не существует, они ушли со сцены. В это не поверит никто, кто видел трогательное выступление сенаторши США от штата Нью-Йорк в передаче «Путешествия Хиллари» в вечерней программе с Барбарой Уолтерс (Barbara Walters). По-матерински болтливая Уолтерс с канала ABC, схитрив, получила привилегию на то, чтобы на протяжении целого часа создавать еще больший ажиотаж вокруг книги, обреченной стать бестселлером, первоначальный тираж которого составит миллион экземпляров. «Путешествие Хиллари Клинтон во времени - общественное, частное, личное». Кинопризнание книги? Чепуха.
В качестве предоплаты Хиллари уже получила гонорар в размере трех из восьми миллионов долларов США (под яростный вой своих врагов). Три фактических автора, тайно работавших на Хиллари, взялись за щекотливое дело: дать на 562 страницах ответ на вопрос, который, как говорит Барбара Уолтерс, не дает спать Америке: почему оба до сих пор вместе?
Ответ можно найти, как этого хочет Хиллари Родэм Клинтон, исходя из двух вещей и трех моделей аргументации, из которых первая - удивительно банальна, вторая имеет духовный смысл. Третья - молчание. Консультации по вопросам брака в сочетании с ее верой и молитвой, сообщает Хиллари, помогали ей в самые трудные времена. Третья причина, которая заботливо скрывается, но упоминание о которой проскальзывает в разговоре с Уолтерс: большая любовь к власти. А быть может, унаследованная с юных лет убежденность в своей одаренности, исключительности и избранности. В своей жизни, считает Хиллари, она встретила только одного человека, превосходившего в одаренности ее. Человека, который может заставлять ее смеяться, как никто другой, с которым никогда не скучно. Он как советник удваивает ее политический талант.
Этот восторг первозданной силой Билла Клинтона может тронуть. Хиллари не произносит перед камерой ни одного случайного слова. Но это можно рассматривать в качестве двойного реванша, наполовину - как присягу на верность и наполовину - как акт мести: мы вдвоем завоевали мир, и мы этого добьемся еще раз, распределив между собой роли. Билл, стареющий бабник, ее вечный должник. Он должен помочь ей войти в Белый дом. Американцы получили «двоих по цене за одного», агитировал кандидат в 1992 году. Этот лозунг мог бы послужить еще раз.
Речь идет не о пустяках. В 2004 году будет слишком рано. Клинтоны еще не зашли так далеко в своих планах не из-за плохого политического инстинкта. В следующем году, если Америка не окажется в ситуации 1929 года, какой-нибудь демократ по фамилии Керри (Kerry) или Либерман (Liebermann) пожертвует себя и поможет Бушу (Bush) избраться легитимно. Хиллари не собирается бросаться в полымя. В тот день, 7-го ноября 2000 года, она была избрана поразительным большинством голосов избирателей на шесть лет сенатором от Нью-Йорка. Ее фокус, от которого ее многие отговаривали, удался, когда началась взрывоопасная неразбериха с результатами голосов, полученных в ходе выборов Бушем и Гором (Gore). Книга завершается рассказом о последнем дне в Белом доме.
Отделить частное от общественного удается только личности с громадной способностью к абстрактному мышлению и чрезвычайно высоким самомнением. То, что такая способность одновременно сильно поляризована, не является противоречием. Она относится к числу характерных особенностей Хиллари Родэм Клинтон, притягивающей к себе верующих и отталкивающей неверующих. Ни одна из женщин-политиков в Америке не вызывает столько удивления, и ни одну из них так страстно не презирают. Кто наблюдал ее застывшую улыбку и наигранную спонтанность в желании уйти в беседе с Барбарой Уолтерс от вопроса, за который ее поверенные боролись, возможно, на протяжении не одной недели, тот верит или каждому ее слову или почти ни одному. Билла, хотели заставить признаваться во лжи. Хиллари удается говорить правду, которая кажется неправдоподобной.
Это должно быть какой-то священник, кому Хиллари Родэм Клинтон советует простить ее слабому, что касается женщин, мужчине «грех, вызванный слабостью». Есть еще «грех по злобе», и тут Билл в своем внутреннем естестве хороший человек с добрым сердцем, и она после долгих раздумий простила его.
Книга начинается с признания: «Я не родилась первой леди или сенатором». И правда нет? Хиллари Родэм Клинтон, родившаяся в Чикаго, воспитанная в духе неприятия всякого расточительства и претенциозности, но в вере в бесконечность воли и власти, превосходит своего мужа в жизненной мудрости, дисциплине и в происхождении. У него она научилась всему другому.