Администрации Буша (Bush) и Блэра (Blair) пытаются заглушить голоса критиков - многие из которых являются бывшими и действующими экспертами в области разведывательной информации - заявляющих, что оценка угрозы со стороны Ирака была завышена. На прошлой неделе один чиновник из окружения Блэра обвинил английские разведслужбы в организации заговора против правительства. (Однако впоследствии английское правительство принесло извинения за опубликованное в январе "сомнительное досье" по Ираку.) В США Колин Пауэлл (Colin Powell) заявил, что вопросы о справедливости поводов для войны "возмутительны".
Однако беспринципное умение проталкивать свои идеи всегда являлось характерной чертой внутренней политики администрации Буша. Завоевание поддержки войны против Ирака осуществлялось таким же образом.
Например, посмотрите на то, как администрация риторически связывала Саддама Хусейна (Saddam Hussein) с событиями 11 сентября. Вот что пишет агентство "The Associated Press": "Из слов Буша вытекало, что Саддам поддерживал сеть Усамы Бен Ладена (Osama bin Laden). Ирак и события 11 сентября очень часто упоминались в одном предложении, даже несмотря на то, что у официальных лиц не было доказательств такой связи". Согласно данным "The New York Times", плененные руководители "Аль-Каиды" заявили ЦРУ, что они не были связаны с Саддамом.
Или рассмотрим ситуацию с печально известными передвижными бактериологическими лабораториями. Я не знаю, предназначались ли эти лаборатории для производства бактериологического оружия, или, как утверждают сами иракцы, для надувания воздушных шаров - что, кстати, подтверждается некоторыми экспертами. (По данным газеты "The Observer", Великобритания продала Ираку аналогичную систему в 1987 году.) Ясно то, что доклад, в котором они были названы лабораториями по разработке оружия, был подготовлен в спешке и имел политический характер. У президента Буша не было оснований заявлять: "мы нашли оружие массового уничтожения".
Мы можем догадаться, как г-н Буш пришел к такому заключению. Аналитики говорили чиновникам из администрации то, что они хотели слышать, сомнения отбрасывались в сторону, а затем официальные лица делали публичные заявления, в которых существенно преувеличивали сказанное им аналитиками.
Большинство специалистов из разведслужб полагали, что у Саддама действительно есть бактериологическое и химическое оружие, однако они не считали, что оно представляет собой непосредственную угрозу. По данным газеты "The Independent", в докладе, подготовленном Объединенным комитетом спецслужб Великобритании в марте 2002 года, не приводилось никаких доказательств того, что Саддам представляет большую угрозу, чем в 1991 году. Однако подобные выводы были неприемлемы.
Прошлой осенью бывшие американские разведчики начали предупреждать, что официальные заявления основаны на "сфабрикованных разведданных". Английские представители спецслужб также проявляли озабоченность тем, что в официальных заявлениях не содержалось никаких подробных сведений.
Однако администрация Буша нашла обрывки подходящих ей разведданных, и начала делать мощные заявления. "Саддам Хусейн недавно разрешил своим полевым командирам применять химическое оружие - то самое оружие, которого, по словам этого диктатора, у него нет", - заявил 8 февраля г-н Буш. 16 марта вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) объявил: "Мы считаем, что он (Саддам) восстановил свои арсеналы ядерного оружия".
Прошло два месяца с того момента, как пал Багдад - и, согласно данным "The Associated Press", военные подразделения, занимающиеся поиском оружия массового уничтожения, уже обыскали все места, где оно могло бы быть.
И последнее. Желание администрации Буша видеть то, что ей хочется видеть, привело не только к значительному преувеличению исходящей от Ирака угрозы, но и к тому, что проблемы послевоенной оккупации были существенно недооценены. Когда начальник штаба сухопутных войск генерал Эрик Шинсеки (Eric Shinseki) предупредил, что оккупация Ирака может потребовать сотен тысяч военнослужащих на длительный период времени, Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) заявил, что генерал совершенно не прав, а главнокомандующему сухопутными войсками угрожала отставка именно из-за того, что поддерживал начальника штаба. Теперь стопятидесятитысячная группировка вынуждена растягивать свои силы, а также подвергаться учащающимся нападениям партизан. Один высокопоставленный чиновник сообщил газете "The Washington Post", что до того, как иракское правительство приступит к исполнению своих обязанностей, может пройти еще два года. Газета "The Independent" пишет, что английское военное командование не хочет посылать в Ирак дополнительные войска, опасаясь оказаться "втянутым в ночной кошмар".
Я скажу вам, что вызывает возмущение. Возмущение вызывает не то, что люди критикуют администрацию, а то, что никто не несет ответственность за втягивание страны в ненужную войну.