Питер Лавель - московский аналитик и автор еженедельного электронного новостного издания "Несвоевременные мысли"
Москва, 11 июня 2003 года. У русских есть поговорка, смысл которой сводится к тому, что ремонт в доме никогда не кончается - он только приостанавливается. Пожалуй, это самая лучшая интерпретация российской политики последнего десятилетия. Пока идет "ремонт", что можно было бы назвать политической стабильностью, западные инвесторы с воодушевлением говорят об экономике России, а Кремль сияет от гордости за то, что страна, наконец, вступила в цивилизованный мир.
Но, когда "ремонт" приостанавливается из-за внутренних волнений, например, из-за гражданской войны, перемен в политическом руководстве или экономических кризисов, конструкция, которую возводит посткоммунистическая Россия, начинает казаться тем, чем она в действительности и является, а именно оскорбительным для глаза сооружением, которое не в силах скрыть слабость своего основания и даже плохой вкус архитекторов-проектировщиков.
Согласно докладу одной солидной аналитической организации, опубликованному во время недавних празднеств по случаю 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, вскоре, возможно, случится очередное приостановление "ремонта" России, которое позволит нам бросить столь желанный для многих взгляд на архитектурную конструкцию - а конструкция эта, надо сказать, не вызывает симпатии.
Каково состояние "ремонта" России? Если всерьез отнестись к содержащемуся в Белой книге Совета по национальной стратегии (элитной группы российских политологов) предостережению о том, что "олигархи в России готовят переворот", тогда президенту Владимиру Путину, возможно, предстоит иметь дело с направленным против него государственным переворотом и с российской государственной машиной, которая создана и управляется олигархами этой страны.
Из доклада вышеназванного совета следует, что олигархи - Михаил Ходорковский (нефть), Роман Абрамович (нефть), Михаил Фридман (нефть и банковское дело), Олег Дерипаска (алюминий), Владимир Потанин (никель) и Андрей Мельниченко (банковское дело и промышленность) не удовлетворены темпами кремлевских реформ и нынешним премьер-министром Михаилом Касьяновым - политической фигурой, которая, по широко распространенному мнению, является попечителем интересов олигархов.
Сверхбогачи также, по всей видимости, недовольны тем, что г-н Путин сконцентрировал слишком большую власть в собственных руках, игнорирует интересы бизнеса в сфере налогообложения и практикует чрезмерно популистский подход к политике за счет магнатов делового мира. В Белой книге утверждается, что олигархи коллективно выступают за создание парламентской системы, в которой премьер-министр обладал бы всей полнотой власти, а президенту отводилась бы символическая роль - или вообще должность президента была бы ликвидирована.
Это очень интересная идея, но она не оригинальна. Сам г-н Путин во время своего недавнего обращения к нации вел речь о политической системе, в которой правительство отвечало бы за законодательное творчество. А не пытался ли он упредить доклад Совета по национальной стратегии, или же этот доклад является интерпретацией последствий того, к чему может привести изменение политической системы России, принимая в расчет огромные богатства, которые олигархи могут трансформировать в свою политическую силу, если Государственная Дума Российской Федерации вдруг станет ядром политического влияния? Мы, возможно, никогда этого не узнаем, но сам по себе факт, что г-н Путин и олигархи говорят одним языком на одну и ту же тему, очень многое говорит о том, что, быть может, нам предстоит пережить.
Установление в России парламентской демократии, в противоположность президентской системе правления, отрезает ряд возможных направлений развития страны. Нынешняя президентская система более всего заинтересована в развитии управляемой сверху демократии. Это традиционный принцип руководства, который знаком и даже приветствуется большинством россиян. В этом главная причина, почему демократия, к вящему удовлетворению Кремля, не прижилась в России. Устаревшая и бесполезная Коммунистическая партия тоже одобряет этот стиль руководства.
Если правда, что олигархи планируют поддержать или, используя свои громадные состояния, могут даже попытаться силой изменить систему правления, тогда следует рассматривать это как попытку переопределить российскую политическую культуру. Изменение российской политической культуры - неплохая идея, а фактом является то, что олигархи, быть может, попытаются купить эту идею оптом, и г-ну Путину это известно.
Вот почему Ваш автор полагает, что Белая книга на самом деле является политическим трюком. В действительности это провокация из провокаций. Олигархи, скорее всего, подхватили идею предложенных г-ном Путиным перемен во внутреннем политическом "соотношении сил", а вышеупомянутый доклад был поднятым флагом, чтобы определить, кто станет ему салютовать. Имея в руках мешки с деньгами, олигархи, как и ожидалось, в самом деле отсалютовали.
Путинский Кремль не намерен продавать Россию тому, кто предложит наибольшую цену. Тем же, кто такую цену может дать, почти не на что жаловаться в России, которой они уже и без того владеют. Если олигархи получат полный контроль над политическим процессом, это только лишь пролонгирует нынешний статус этой страны, которую подчас называют "неудачницей с ядерным оружием" (и с чертовой уймой наличных денег).
Г-н Путин не является убежденным демократом. Он, однако, в определенном смысле реалист, понимающий, что российские "денежные мешки" почти не заинтересованы в судьбе России. Он позволил им сохранить их богатства, в то же время проявляя озабоченность относительно того, что именно они собираются покупать на свои деньги. Г-н Путин высоко ценит свою роль верховного политического арбитра, и маловероятно, что он в ближайшей перспективе откажется от своего положения.
Вполне вероятно, что г-н Путин, усиливая парламент относительно нынешней деспотичной президентской системы, имеет в виду что-то конкретное. Он заявлял, что не заинтересован в том, чтобы оставаться на посту главы государства после второго срока (его первый президентский срок заканчивается в нынешнем году). Однако неоднозначные сигналы указывают на то, что ему, возможно, требуется поддержка блока политических партий. Ясно, что таким блоком является "Единая Россия". Если г-н Путин при его огромной личной популярности поддержит "Единую Россию", есть все основания думать, что этот блок партий окажется победителем на осенних выборах.
Как только г-н Путин станет лидером партии, он окажется в положении "серого кардинала" российской политики на многие годы вперед. Он понимает, что Кремль почти никогда не проигрывает внутренних политических сражений, когда он начинает заниматься этим вопросом всерьез. Это общепринятая истина, которую нередко забывают, когда пытаются понять политическую и социальную жизнь России при г-не Путине.
"Ремонт", который якобы предлагают для России олигархи, не создаст солидной политической структуры, как не проявит он и большого интереса к развитию гражданского общества. Дом, который построил г-н Путин и который он сейчас ремонтирует, характеризуется крупными недоделками, но жить в этом доме лучше, чем в золоченой клетке, в которую хотели бы запихнуть Россию олигархи.