13 июня 2003 года. На первый взгляд, встреча между президентами Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге 1 июня с.г. прошла успешно. Оба лидера обратили внимание на прочность своих персональных отношений, а г-н Путин пообещал, что "сотрудничество будет и дальше расширяться и углубляться". Прозвучали ободряющие слова о сотрудничестве в таких вопросах, как предотвращение ядерной угрозы со стороны Северной Кореи и война с терроризмом.
Но были слышны и нотки разногласий. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов сказал, что "были предъявлены безосновательные претензии к российским компаниям по поводу сотрудничества с Ираном", имея в виду утверждения американской стороны, что россияне и российские технологии помогают иранской программе создания ядерного оружия. Г-н Путин отверг увещевания Соединенных Штатов сократить сотрудничество с Ираном в ядерной области и заявил, что американское давление является хитрой попыткой к "нечестной деловой конкуренции против нас".
Два года назад, на встрече в Любляне, Словения, президент Буш-младший провозгласил новую эру в отношениях с Россией, объявив, что "заглянул в глаза" президенту Путину и нашел, что он "откровенен и заслуживает доверия". В дни событий 11 сентября оптимизм г-на Буша-младшего, кажется, нашел свое подтверждение, когда г-н Путин дал серьезные заверения относительно своей поддержки войны с террором. Но когда началась война г-на Буша-младшего против Саддама Хусейна (Saddam Hussein), отношения с Россией резко ухудшились, заставляя думать, что хорошие персональные отношения едва ли являются гарантией тесного межгосударственного сотрудничества.
Г-н Иванов, к примеру, однажды публично высмеял г-на Буша-младшего за его заявление, что близится час освобождения Ирака, и резко осудил Соединенные Штаты за нарушение международного права. Советники, близкие к г-ну Путину, публично предсказывали, что Соединенным Штатам предстоит продолжительная война, в трясине которой они увязнут.
А между тем контролируемые г-ном Путиным средства массовой информации (СМИ) раздували каждую временную неудачу США и привлекали внимание общественности к каждой американской ракете, которая сбилась с курса. Члены поддерживаемой Кремлем пропутинской молодежной организации "Идущие вместе" частенько организовывали демонстрации протеста у здания посольства США и резиденции американского посла в Москве. Следствием неустанной антиамериканской пропаганды российского правительства стало то, что сегодня 71% россиян в ходе опросов заявляют, что Соединенные Штаты являются серьезной угрозой делу мира во всем мире.
В действительности недавнее ухудшение американо-российских отношений было абсолютно предсказуемым; оно лучше показывает перспективы этих отношений, чем тот дух дружелюбия, который был выставлен напоказ в ходе саммита в Санкт-Петербурге. И все это происходит потому, что Россией после распада коммунистической системы на протяжении последних 12 лет правят не политические реформаторы - и даже не прагматичные технократы. Ее правящая элита - это "милитократы", как называет их российский социолог Ольга Криштановская. В данном случае речь идет о руководстве, состоящем из бывших военных и сотрудников спецслужб (средний возраст 52 года), которые достигли политической зрелости при партийных руководителях Леониде Брежневе и Юрии Андропове. Их мировоззрение окрашено раздражением в связи с ликвидацией советской власти и утратой мирового престижа России, а также острым недовольством по поводу роста американского могущества.
В первые посткоммунистические годы в российской правящей элите преобладали хорошо образованные гражданские люди. Сегодня власть почти полностью захватили милитократы. По данным г-жи Криштановской, более 35% всех заместителей министров правительства, назначенных г-ном Путиным с 2000 года, являются выходцами из среды военных и сотрудников спецслужб. Сегодня более четверти всех высших чиновников России являются выпускниками военных академий. Соответственно, количество кандидатов и докторов наук в правительстве сократилось с 50% при Борисе Ельцине до 20% - в настоящее время. Мужчины из числа бывших военачальников высокого ранга и руководителей спецслужб (женщин в российском руководстве всего 1,7%) сегодня заполняют не только такие традиционные для них сферы, как оборона, разведка и национальная безопасность, но руководят гражданскими министерствами и ведомствами, в том числе в сферах внешней торговли, промышленности, экономического развития, транспорта, телекоммуникаций, отношений собственности и юриспруденции. Их становится все больше в законодательных органах; они составляют большинство среди специальных уполномоченных президента в регионах.
Элита из числа бывших военных и сотрудников спецслужб полностью подменила идеологов и партийных аппаратчиков советской эпохи, реформаторов и технократов начала эпохи Ельцина, а также бизнесменов и олигархов последних лет его правления. Параллельно с этим происходила смена угла зрения подпавших под влияние государства российских СМИ на события в стране и в мире; они вместо пропаганды политической свободы занялись пропагандой имиджа безжалостной эффективности в борьбе с террористической угрозой, общенациональными катастрофами и сепаратизмом в Чечне, превознося в то же время "героизм" спецслужб советского времени.
Совсем не случайно путинские назначенцы, которые до того варились в герметически закрытой атмосфере минобороны и спецслужб, и которых не коснулись никакие демократические реформы, по-прежнему придерживаются тревожащих и архаичных взглядов на вопросы, касающиеся внешней политики, политики в области безопасности, политической свободы и свободы прессы. Милитаристская элита России обижена ростом американского могущества, стремится к недостижимой цели возрождения региональной гегемонии России в Украине, на Кавказе и в Средней Азии и поддерживает поставки оружия в такие страны как Иран и, до недавних пор, Ирак.
Хотя президент Путин выдает себя за демократического реформатора, стремящегося к интеграции с Западом, совершенно очевидно, что милитократические лидеры России фундаментально отличаются от гражданских лидеров евроатлантического сообщества.
Не менее важно также то, что российская правящая политическая элита не в ладах с российским гражданским обществом, которое постепенно нарождается на руинах коммунизма. В этом обществе сегодня насчитывается более 70000 гражданских организаций, в которых работают более 2,5 млн. граждан; в него входят элиты предпринимателей и смелых защитников прав человека, а также независимые журналисты, которые борются с господством государства.
Но, даже если правящие кадры, быть может, и не определяют всего, они имеют решающее слово при решении многих вопросов. Пока не произойдут фундаментальные изменения в составе государственной элиты, эволюция страны в направлении демократии будет буксовать. И Россия будет оставаться непредсказуемым и ненадежным партнером вне зависимости от того, как часто американские официальные лица ссылаются на сильные персональные связи между президентами Бушем-младшим и Путиным.