Автор являлся одним из старших директоров Совета национальной безопасности США и заместителем помощника министра финансов (1997-2001 гг.); в настоящее время он совладелец лоббистской фирмы "Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld LLP".
17 июня 2003 года. Джон Кейнс (John Maynard Keynes) как-то заметил, что экономика России дает достаточно много свидетельств для подтверждения противоречивых теорий. В этом отношении дела в России сегодняшней не особенно отличаются от 1920-х годов.
Последние новости из делового мира России свидетельствуют о процветании: активно выпускаются новые акции предприятий, бурно растут цены акций и происходят слияния крупных нефтяных компаний. Макроэкономические показатели тоже хороши. Федеральный бюджет имеет профицит; инфляция выражается одноразрядной цифрой; текущий бюджет стремительно растет; а резервы Центрального банка превышают 60 млрд. долл. США. Ежегодный реальный рост внутреннего валового продукта (ВВП) составляет около 4%. Ушли в прошлое времена, когда Россия нуждалась в опеке Международного валютного фонда (МВФ). От финансового кризиса 1998 года остались лишь смутные воспоминания.
Однако недавнее выступление президента Владимира Путина в парламенте, в котором он говорил о положении дел в стране, было окрашено в пессимистические тона. Путин заявил своим соотечественникам, что "экономический фундамент России, хотя он и стал существенно более прочным, тем не менее, ненадежен и очень слаб". Прямота является сильной стороной г-на Путина.
Что же он знает такое, чего не знают инвесторы? Может ли быть, что Россия идет к новому кризису или к серьезному упадку, как сегодня предполагают некоторые из аналитиков?
Возможным ответом является то, что г-н Путин и его советники убеждены, что реальные рублевые оценки, обусловленные притоком капиталов главным образом в нефтегазовый сектор, являются потенциально рискованными. Если их не сдерживать, то это может подорвать новоприобретенные динамизм и конкурентоспособность экономики. Чрезмерная надежда на доходы от экспорта нефти, кроме того, ослабляет реформистское рвение, которое является стержнем устойчивого экономического роста.
Более глубинной причиной пессимизма г-на Путина, возможно, является то, что он делает различие между новостями, попадающими в газетные заголовки, и тем, что имеет место в действительности. Быть может, предстоящие парламентские выборы в декабре нынешнего года и президентские выборы в марте следующего года обострили его восприимчивость к реалиям, с которыми вскоре столкнется подавляющее большинство населения России.
Как отметил в своей речи г-н Путин, четверть всех россиян существуют на доходы ниже официального прожиточного минимума. Совершенно очевидно, что богатые природные ресурсы не являются достаточным условием для долговременного и справедливого процветания народа. Без стратегического подхода к реформам сегодняшний рывок в экономическом развитии России вскоре замедлится, а неожиданные доходы снова станут уплывать в оффшорные зоны.
Согласно результатам опросов общественного мнения, народ благосклонно относится ко второму президентскому сроку г-на Путина. Но остается открытым вопрос, сумеет ли он перенацелить свою экономическую программу. Ряд критических тестов позволит определить, займет ли г-н Путин место в российской истории как прогрессивный реформатор.
Первый тест - диверсификация: Россия должна взять под контроль свои углеводородные ресурсы, иначе они станут контролировать Россию. Ей необходимо усовершенствовать, разнообразить и приватизировать свою трубопроводную сеть, чтобы резко увеличить экспортные возможности. Нарождающаяся стратегия правительства по развитию новых маршрутов экспорта нефти и природного газа в направлении Баренцева моря и Дальнего Востока предрекает успех.
В то же время Россия должна диверсифицировать свою, сегодня сфокусированную преимущественно на энергетике и обороне, производственную базу с тем, чтобы развивать производство обеспечивающих более высокую добавочную стоимость товаров гражданского назначения, сферу услуг и "новое хозяйствование". Следовательно, еще один тест заключается в том, хватит ли у властей ума развивать малый и средний бизнес. Кое-чего удалось добиться благодаря реформе налоговой системы, но в целом государство давит предпринимательство посредством чрезмерного регулирования.
Третий тест - банковская реформа. Здесь тень кризиса 1998 года оказалась длинной. Сможет ли г-н Путин ликвидировать это узкое место, создав сеть финансовых институтов, которые действительно станут инструментами кредитования реальной экономики? Без этого внутренние инвестиции в России останутся зоной индустриальных "тяжеловесов" и олигархов.
Четвертое, России нужна усовершенствованная инфраструктура. Новой российской экономике препятствует разрушающееся советское наследие. Опять-таки, банки и рынки капитала должны стать проводниками инвестиций.
Наконец, о втором сроке президентства г-на Путина станут судить по тому, что будет сделано для социальной сферы, включая образование, пенсионное обеспечение и здравоохранение. Г-н Путин ясно заявил, что на Россию обрушились беспрецедентные демографические беды: ухудшение состояния здоровья людей и низкая ожидаемая продолжительность их жизни. А экономика страны может быть крепкой настолько, насколько крепок ее народ.
Мировое сообщество может многое сделать, чтобы помочь России, обеспечив, в частности, ускорение ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), при условии более глубокой либерализации и ориентированных на рынок структурных реформ. Однако, для того чтобы справиться с предстоящими вызовами, необходимо сильное руководство со стороны г-на Путина - если, конечно, многострадальный народ России даст ему такую возможность на предстоящих выборах.