20 июня 2003 года. "Что знал президент и когда он это узнал?", - этот вопрос 30 лет назад ставил в сенатской комиссии по расследованию "Уотергейта" (Watergate) республиканец Говард Бейкер (Howard Baker), пытавшийся оградить президента Ричарда Никсона (Richard Nixon) от ответственности за незаконное проникновение и прослушивание переговоров в штаб-квартире Демократической партии. Выяснилось, что г-н Никсон знал много - куда больше, чем мог предполагать сенатор Бейкер.
Этот вопрос возник вновь ввиду острого спора между Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Белым домом относительно того, как вышло, что президент Буш-младший вылез на публику с заявлением по поводу иракской ядерной программы, которое, как было известно разведывательному сообществу, базировалось на поддельных документах. В своем январском обращении к нации г-н Буш-младший повел речь о продвинутой иракской программе разработки ядерного оружия в 1990-х годах и добавил: "Правительству Великобритании стало известно, что Саддам Хусейн (Saddam Hussein) недавно пытался закупить значительное количество урана в Африке".
Если бы это было так, тогда это стало бы первым солидным признаком состояния иракской программы разработки ядерного оружия на тот момент. Но, по всей видимости, это было неправдой. Одиннадцатью месяцами ранее в газете "The New York Times" сообщалось, что ЦРУ по указанию вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) направило в Республику Нигер знающего отставного посла (имя которого не раскрывалось), чтобы проверить сообщения о том, что Ирак пытается купить там уран.
Этот бывший дипломат вернулся и доложил, что правительство Нигера категорически отрицает любые подобные сделки с Ираком, а документы, на которых основывались эти утверждения, являются патентованной фальшивкой. При таких обстоятельствах трудно себе вообразить, как мог президент пытаться придать убедительности урановой "утке" в своей речи, с которой выступил почти год спустя.
Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что в Белом доме поняли, что сообщение было недостоверным, лишь после того, как президент США выступил с речью. Это заставляет думать, что ЦРУ держало Белый дом в неведении - что официальные лица ЦРУ отрицают.
В любом случае, в дальнейшем не было ссылок на африканскую сделку, когда государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) выступал 5 февраля с пространным брифингом для Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН).
С того времени Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), проведя собственное расследование, пришло к выводу, что документы, касающиеся урана, являются " не аутентичными", а проще говоря фальшивыми. Кто и с какой целью их подделал? Трудно поверить, что г-н Буш-младший сознательно обманывал американский народ относительно ядерной угрозы с тем, чтобы способствовать войне. А потому остается вопрос: знал ли президент, что имеет дело с дезинформацией, и если да, то почему он не сказал этого нам?