Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Две ядерные угрозы - две разные стратегии

Северная Корея и Иран последуют примеру Пакистана?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разобравшись с Ираком, президент Буш направил практически идентичные предупреждения Ирану и Северной Корее, заявив, что Соединенные Штаты "не будут мириться" с их усилиями по созданию ядерного оружия. Однако к этим странам будут применяться разные стратегии.

Вашингтон, 20 июня 2003 г. - Разобравшись с Ираком, президент Буш (Bush) направил практически идентичные предупреждения Ирану и Северной Корее, сказав, что Соединенные Штаты "не будут мириться" с их усилиями по созданию ядерного оружия. Однако к этим странам будут применяться разные стратегии.

Хотя эти страны часто упоминаются вместе как самые опасные угрозы распространения ядерного оружия, они требуют разных подходов. Несмотря на заявление г-на Буша о том, что США не будут дожидаться, пока Северная Корея станет ядерным государством, американские разведслужбы полагают, что эта страна уже обладает двумя единицами такого ядерного оружия, а сейчас она еще и заявила, что способна произвести гораздо больше. Также она вышла из подписанных ранее договоров о нераспространении.

Иран, наоборот, утверждает, что все его ядерные программы носят мирный характер, а проблема г-на Буша заключается в том, что эта страна создает ядерную инфраструктуру в соответствии с нормами международного законодательства, однако она легко может выйти из международных договоров и может быстро создать ядерное оружие.

Поэтому в настоящее время стратегия г-на Буша заключается в экономическом давлении на Северную Корею, поиске поводов для перехвата ее экспорта и, если удается договориться с ее соседями, в ограничении ими импорта северокорейских товаров.

Об экономическом давлении на Иран нет и речи. Чиновники из администрации говорят, что подобная стратегия практически неосуществима в отношении Ирана, ведущего активную торговлю нефтью и имеющего обширные связи с Европой и Россией. Также иранские власти могут представить Соединенные Штаты как врага иранского народа. Поэтому г-н Буш пытается организовать тщательную международную инспекцию Ирана, чтобы разоблачить стремление Ирана создать ядерное оружие.

Администрация отмечает, что она не предусматривает использование силы ни в одном из этих случаев. Однако в отношении Северной Кореи г-н Буш недвусмысленно оставил этот вопрос открытым, а сегодня один из высокопоставленных ястребов из Государственного департамента Джон Болтон (John Bolton) заявил в интервью "BBC", что в отношении Ирана также "возможны все варианты".

Советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) назвала Северную Корею более опасной угрозой. Именно поэтому, сказала она, г-н Буш настаивает на вовлечение в переговоры с Северной Кореей всех ее соседей, и на выработке общей стратегии ее разоружения.

Г-ну Бушу уже удалось вовлечь в этот процесс Японию, которая в целях обеспечения безопасности начала проверять северокорейские корабли. Однако Китай и Южная Корея не желают изолировать Северную или свергать ее правительство, опасаясь хаоса и потока беженцев в приграничные районы.

В этом и заключается проблема, так время не на стороне г-на Буша. После изгнания в конце прошлого года международных инспекторов Северная Корея запустила свои ядерные реакторы, и, судя по всему, предприятие по переработке израсходованных топливных элементов в оружейный плутоний. Говорят, что этот процесс уже начался. В этом случае президент Буш оказывается перед трудным выбором: продолжать осуществлять стратегию последовательного давления, или рассматривать возможность военной акции.

Эксперты считают, что в отличие от Северной Кореи Ирану потребуется еще несколько лет, чтобы произвести количество ядерного топлива, которого будет достаточно для создания ядерного оружия. Учитывая ошибки Северной Кореи и Ирака, Иран действует строго в рамках протоколов Договора о нераспространении ядерного оружия и материалов. Согласно этим протоколам, страна может приобретать любые материалы для выполнения гражданских ядерных программ, если она позволяет проводить любые инспекции.

Однако Международное агентство по атомной энергии на этой неделе пришло к выводу, что Иран пытался обмануть инспекторов, подкрепив тем самым утверждения администрации о том, что кроме гражданской ядерной программы у Ирана есть еще и ядерная.

Г-жа Райс, как и президент, иногда ставила под сомнение эффективность договоров о нераспространении, и Иран может быть тому примером.

Г-н Буш говорил об этом в ходе состоявшейся три недели назад встречи с президентом России Владимиром Путиным, пытаясь убедить его закрыть программу стоимостью 800 миллионов долларов, в рамках которой Россия помогает Ирану в строительстве ядерного реактора.

Сейчас неясно, согласится ли г-н Путин. Сегодня он заявил, что президент Ирана Мохаммад Хатами (Mohammad Khatami) заверил Россию в том, Иран не разрабатывает ядерное оружие.

Помощники г-на Буша опасаются, что Иран и Северная Корея последуют примеру Пакистана: просто объявят себя ядерными державами и подождут, пока мир не смирится с новой реальностью. В случае с Пакистаном это сработало.