23 июня 2003 года. Государственные визиты, высшая честь, которую может предложить Великобритания, планируются, по крайней мере, на 2 года вперед. Они, следовательно, имеют тенденцию отражать состояние двусторонних отношений на тот период.
Два года назад у английского премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair) с российским президентом Владимиром Путиным были дружеские отношения. Премьер-министр видел в президенте реформатора и человека, с которым можно иметь дело. Великобритания агитировала за более тесные связи России с Организацией Североатлантического договора (НАТО), а Россия видела в Великобритании источник инвестиций, влиятельный голос в Вашингтоне и партнера в Европе.
Когда г-н Путин прибудет завтра в Великобританию, чтобы начать исторический государственный визит - первый с 1874 года, который состоялся всего через 13 лет после того, как российский царь Александр Второй дал вольную российским крепостным - отношения будут более прохладными. Иракская война, недовольство России неколебимой английской поддержкой Вашингтона и оживление связей Москвы с Францией и Германией сделали Великобританию менее привлекательным для г-на Путина партнером.
Г-н Путин высмеял г-на Блэра по время его последнего визита в Москву в связи с поисками иракского оружия массового поражения (ОМП). И сегодня он не видит нужды в каких-либо посредниках в своих отношениях с Вашингтоном. Его положение дома делает его более уверенным в себе за рубежом. И, как ясно показывают его недавние высказывания, скорее всего, произойдет решительное выяснение отношений в вопросе о том, что делать с Ираном. Нынешний государственный визит, следовательно, тем более важен, пусть даже и не в силу первоначально усматриваемых причин.
Подобные мероприятия по традиции фокусируются на пышных церемониях, подчеркивают исторические связи, отражают личные интересы прибывающего с визитом главы государства и затушевывают любые неловкости и политические разногласия. А потому, какие бы напряженности ни существовали 2 месяца назад из-за Ирака, богатая история культурных и политических связей Великобритании с Россией, плотная сеть человеческих, экономических и междуведомственных связей, сотканная за 12 лет с момента падения коммунизма, а также общая цель интеграции России в евроатлантическое сообщество создают солидную основу для консолидации и оживления отношений.
Это не означает, что политика будет оставлена одной стороне. Что необычно для государственного визита, значительное время зарезервировано для переговоров с г-ном Блэром, а также для продвижения торговли и инвестиций. Представители левого крыла Лейбористской партии, активисты правозащитных организаций и мусульманское общество в Великобритании настаивают на том, чтобы на всех переговорах сделать Чечню центральной темой для обсуждения: разлагающее влияние широко распространенных и задокументированных злоупотреблений в этой грязной войне несет с собой угрозу обесценивания значительной части достижений г-на Путина у себя дома в сфере консолидации плюралистической демократии и главенства закона.
Это вопрос, безусловно, неудобный: г-н Путин выражает неудовольствие в связи с любыми обсуждениями данного вопроса за рубежом, полагая, что иностранцы в нем несведущи и относятся к нему предвзято. Г-н Блэр обещал поднять эту тему, но, быть может, сделает это в контексте своего опыта с мирным процессом в Северной Ирландии.
Для обоих куда приятнее беседовать на темы бизнеса. Великобритания сегодня является крупнейшим иностранным инвестором в Россию - что поразительно, принимая во внимание куда более тесную и длительную историю инвестиций Германии, и объясняется в основном огромным участием в энергетической индустрии России корпораций "Shell" и BP. Это исключительно важно.
Россия, несмотря на все свои попытки восстановить промышленность, все еще почти болезненно зависима от экспорта товаров, особенно энергоносителей, как гарантии процветания и останется зависимой на долгие годы вперед. Великобритания внезапно открыла для себя, что она более всех прочих заинтересована в будущем России, в силу чего эта страна проявляет интерес к таким имеющим к этому отношение вопросам, как членство Москвы во Всемирной торговой организации (ВТО).
Основным во время этого визита станет подчеркивание интеграции России как союзника и партнера Запада. Г-н Путин вполне способен сам позаботиться об урегулировании отношений с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), и у него имеется собственная стратегия, чтобы справиться с тем, что ему представляется как американское пренебрежение интересами России. Он, когда ему нужно, обхаживает других лидеров Европейского Союза (ЕС) и даже делает вид, что дружен с Китаем.
Этот визит дает возможность торжественно отметить не только 450-летие англо-российских отношений, но также и необычайно продуктивное последнее десятилетие, которое должно стать базисом для еще более продуктивного, пусть даже и более сложного, будущего.