В последнем номере американского еженедельника The New Republic, вышедшем под шапкой: «Европейская сверхдержава», опубликованы две статьи: «Почему Америка должна опасаться европейской экономики» и
«Почему Америка должна опасаться европейского строительства». Это факт примечателен, так как Евросоюз крайне редко попадает на первые полосы американских газет. Однако со времени войны в Ираке, когда Франция и Германия выступили против позиции США, произошли определенные изменения.
До сих пор Вашингтон считал Европу верным и безобидным союзником. Неоконсерваторы полагали, что этот слабый в военном отношении континент, переживающий демографический спад и экономическую рецессию, не заслуживает чрезмерного внимания (см. эссе Роберта Кагана «Мощь и слабость: США и Европа в новом мировом порядке»). Но внезапно Евросоюз стал представлять для США потенциальную опасность. «Некоторые отныне задаются вопросом о том, не было бы нам лучше без европейского строительства», - говорит Джеймс Стейнберг, бывший член Совета национальной безопасности США в администрации Клинтона.
«Враждебные намерения Франции»
В еженедельнике The New Republic бывший главный редактор журнала Эндрю Салливан откровенно пишет: «Успехом европейского строительства воспользуется, в первую очередь, Франция. И как мы убедились из нашего горького опыта, намерения Франции, главным образом, враждебны по отношению к США, как в культурном, так и в экономическом и внешнеполитическом аспектах. И американская дипломатия должна ответить на следующие вопросы: как помешать тому, чтобы новая Конституция Европы стала реальностью, как обеспечить лояльность проамериканских государств, как спасти «новую Европу» от вредного воздействия «старой Европы».
"Упоминая о «старой» и «новой» Европе, Эндрю Салливан открыто намекает на заявление главы Пентагона Дональда Рамсфелда, разделившего европейцев на два лагеря: хороших и плохих союзников США. Эта фраза воспринята аналитиками как желание Вашингтона радикально изменить доктрину отношений с Европой. С 50-х годов американская стратегия состояла в том, чтобы настойчиво поддерживать процесс европейского строительства. 4 июля 1962 года президент Кеннеди в своей речи в Филадельфии сформулировал эту стратегию так: «Мы воспринимаем единую и сильную Европу не как соперника, а как партнера. Основная задача нашей внешней политики состоит в том, чтобы способствовать этому проекту».
Однако после войны в Ираке подход администрации США к этому вопросу кардинальным образом изменился.«Мы собираемся внимательно изучить, какую позицию Евросоюз собирается занять, - говорит помощник госсекретаря США Роберт Брадке. - Будет ли ЕС в оппозиции или же станет «противовесом» влиянию США? У меня впечатление, что это европейцы пока еще не определились. Но, принимая во внимание все, что произошло в течение последних трех-четырех месяцев, имеются веские причины для беспокойства».
Слово «противовес» на языке Вашингтона непосредственно подразумевает Францию в целом и президента Ширака в частности. Неоконсерваторы, которые стремятся увековечить идею однополярного мира, приходят в ужас от этой идеи «противовеса». Французы, со своей стороны, не делают абсолютно ничего, чтобы опровергать наличие такого намерения. Недавно французский дипломат подчеркнул, что только существование единой валюты позволило Европе устоять в противоборстве с США по иракскому вопросу: в былые времена такой кризис, действительно, подорвал бы валютную систему ЕС. «Отныне можно делать американцам смелые жесты в сторону американцев», - пояснил он.
Сироты "пары Рейган-Тэтчер"
США призывают страны Восточной Европы отклонить некоторые идеи европейской интеграции и, в частности, военный аспект. По замыслу США, НАТО должна оставаться основой коллективной обороны. Пойдут ли американцы дальше? Для Чарльза Купчана, профессора Джорджтаунского университета и эксперта Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), "нет никакого сомнения в том, что некоторые круги в администрации Буша предпочитают расколоть европейцев, а не способствовать их интеграции». Однако, по его словам, «это не является официальной позицией администрации: дебаты между ястребами и сторонниками умеренного подхода пока не завершились».
На эти дебаты пытается повлиять небольшая группа английских евроскептиков, Это живущие на американском континенте «сироты супружеской пары Рейган-Тэтчер», которых умиляет англофилия американских неоконсерваторов. Среди них - Эндрю Салливан (автор статьи в The New Republic), Тони Бланки (бывший пресс-секретарь конгрессмена-республиканца Ньют Гингрича, а ныне -обозреватель The Washington Times), Джон О' Салливан (главный редактор United Press International и обозреватель The National Review) и Конрад Блэк (глава группы Hollinger, основанной в Канаде).
«Все они пытаются вовлечь США в европейские дебаты. Они пытаются убеждать американцев в том, что Великобритания погибнет, если Вашингтон не вмешается», - считает Патрик Чаморэл, профессор в университете Джорджа Вашингтона, который изучает идею американского евроскептицизма. Пытаясь найти замену Евросоюзу в качестве партнера США, эта горстка английских евроскептиков и американских неоконсерваторов мечтает об «англосфере», этой геополитической химере, которая объединила бы все англоязычные страны...