Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
НАТО рядится в новые одежды

В Вашингтоне полагают, что расширение НАТО должно предотвратить угрозу распада Атлантического альянса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если США пока считают преждевременным объявлять о кончине НАТО, то главным образом потому, что они все еще нуждаются в Атлантическом альянсе. Этот тезис подтверждается продолжением новых военных операций в Афганистане и в Ираке, а также тем фактом, что США впервые упомянули о возможности размещения разъединительных сил НАТО в регионе палестино-израильского конфликта...США не хотят оставлять европейцам Балканы, которые являются единственным обоснованием военного присутствия США в Европе. В Вашингтоне говорят, что миссия НАТО должна продолжаться.

Если США пока считают преждевременным объявлять о кончине НАТО, то главным образом потому, что они все еще нуждаются в Атлантическом альянсе. Этот тезис подтверждается продолжением новых военных операций в Афганистане и в Ираке, а также тем фактом, что США впервые упомянули о возможности размещения разъединительных сил НАТО в регионе палестино-израильского конфликта. Развертывание этих войск может быть осуществлено после подписания конфликтующими сторонами мирного соглашения. И хотя пока такая перспектива кажется весьма туманной, тем не менее реализация этой идеи является лишь вопросом времени. Во всяком случае глава МИД Франции Доминик де Вильпен и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан тоже выступают с подобными предложениями.

Заявление Вашингтона о том, что силы НАТО - а по сути американские войска - не готовы покинуть Балканы продиктовано стремлением показать нерушимость и создать имитацию бурной деятельности Атлантического альянса. Желание США вдохнуть вторую жизнь в альянс также усиливается решением о создании сил реагирования НАТО (NATO Response Force - NRF), способных ответить на новые угрозы, а именно: распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и международный терроризм.

Силы NRF, численность которых на первом этапе составит 5 - 6 тысяч человек, будут готовы к развертыванию в октябре 2004 года, что свидетельствует о важной реформе структуры командования: отныне НАТО нуждается не в дивизиях, способных противостоять танкам Варшавского пакта, а в мобильных и высокотехнологичных силах. Смысл этой реформы, проводимой по инициативе и под руководством Америки, становится очевидным, если принять во внимание коренную реорганизацию американских вооруженных сил в Европе, которую Пентагон вскоре завершит.

Это является результатом одобренной в Вашингтоне стратегической концепции, согласно которой географическая переоценка происхождения будущих угроз должна сочетаться с политическим желанием поддержать «новую Европу», которой глава Пентагона Дональд Рамсфелд придает важную роль. Польша, Румыния и Болгария собираются разместить на своей территории американские военные базы, и это будет сделано назло Германии, которая после окончания «холодной войны» утратила для США большую часть своей стратегической значимости. Европейцы безмолвно наблюдают за этими изменениями.

Пока что в Ираке не обнаружено арсеналов ОМУ, что подтверждает доводы Франции, Германии и Бельгии, которые в преддверии вторжения США в Ирак выступали против «военной логики» Вашингтона. Тем не менее, после завершения иракской войны все партнеры Америки избегают критики в адрес Вашингтона. В частности, Франция обеспокоена перспективой ухудшения франко-американских отношений, что может привести лишь к ее изоляции внутри НАТО и в Европе. Поэтому в Париже возобладал прагматизм.

Практика показала, что попытки противодействия желанию Америки имеют лишь относительную эффективность. Париж без колебаний согласился на размещение сил НАТО в Афганистане и в Ираке, тем более, что деятельность альянса в этих двух странах пока малозаметна. И все же выходя за рамки традиционной евроатлантической зоны, НАТО показывает, что в будущем развернет свои силы «там, где сочтет это необходимым», чтобы противостоять «угрозам и вызовам, откуда бы они ни исходили».

Никто не верит в то, что присутствие НАТО в Афганистане будет непродолжительным. Признаком новой геополитической расстановки сил стало то, что альянс выразил готовность воспользоваться услугами России (имеется в виду идея использования сухопутного российского транзита для поставок в Афганистан техники и оборудования - прим. перев.). В Ираке силы НАТО также могут остаться надолго, и американцы в принципе одобряют идею постепенного расширения роли альянса в этой стране, при условии, что это не будет посягать на военное и политическое доминирование США, осуществляемое посредством Центрального командования армии США (Centcom).

И все же стремление усилить роль НАТО и заставить его существовать вечно не отражает реалий, ибо нетрудно заметить, что поле для достижения евроатлантического согласия слишком незначительно, а острые разногласия сохраняются. Этот тезис был подтвержден в ходе недавней отправки в Конго Европейских сил стабилизации (недавно ЕС принял решение послать в Конго 1400 солдат-миротворцев, чтобы остановить столкновения местных племен - прим. перев.). Администрация США и генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон были недовольны решением Франции навязать другим странам ЕС идею проведения в Конго операции европейских вооруженных сил.

«Конечно, мы не могли выступать против гуманитарной операции, - говорит близкий к Джорджу Робетсону источник, - но нас беспокоит методология. Вначале Франция заявила, что речь идет о международных силах в виде «коалиции добровольцев», но затем она вдруг говорит, что операция пройдет под европейским флагом! Как тут не усмотреть желания вбить клин в отношения между НАТО и Евросоюзом?»

Франция всегда оспаривала тот факт, что формулировка о праве Евросоюза осуществлять военные операции там, где не вовлечен Атлантический альянс, является признанием приоритетной роли НАТО. Париж сделал вид, что не понял дипломатических намеков госдепартамента США, отражающих враждебную позицию ястребов Пентагона, проповедующих антиевропеизм. Решение Франции сыграть первую европейскую партитуру в Африке не в последнюю очередь было связано с тем, что проведение «военно-гуманитарной» операции на черном континенте было предусмотрено в итоговом заявлении, одобренном на франко-британском саммите в городе Ле Туке (февраль 2003 года).

Негативным последствием военной операции ЕС в Конго стало решение США ужесточить позицию по вопросу Боснии. С момента саммита ЕС, состоявшегося в декабре 2002 в Копенгагене, европейцы не устают повторять о своем намерении заменить 12 тысяч солдат SFOR в Боснии (Силы Стабилизации в Боснии, находящиеся под руководством НАТО - прим. перев). В минувшие годы американская администрация неоднократно заявляла, что не выступает против того, чтобы европейцы взяли на себя основную миссию по поддержанию стабильности на Балканах. С 1 марта 2003 года Евросоюз заменил НАТО в Македонии, в рамках операции «Concordia».

Евросоюз надеялся вскоре принять также эстафету и в Боснии, однако Вашингтон снял этот вопрос с повестки дня. Кроме того, американцы, обвинив Евросоюз в принятии решений без предварительной консультации с США, заявили также об отказе передать европейцам политическую ответственность за выполнение Дейтонских соглашений. Таким образом, США не хотят оставлять европейцам Балканы, которые являются единственным обоснованием военного присутствия США в Европе. В Вашингтоне говорят, что миссия НАТО должна продолжаться.

Главным образом, для принятия в альянс стран Восточной Европы, которые хотят дистанцироваться от Москвы и укрепить партнерство с США. Причем "размер одежды" для НАТО будут подбирать в Америке. Госсекретарь США Колин Пауэлл на днях подтвердил: число «коалиций добровольцев», которые будет выбирать сам Вашингтон, в будущем возрастет.