С сегодняшнего дня Владимир Путин будет официальным гостем Великобритании. По приглашению королевы Елизаветы II президент России прибывает сюда с государственным визитом, и во время визита он будет располагаться в апартаментах Букингемского дворца. Сегодня утром наследный принц Чарльз встретит Путина и его супругу в аэропорту Лондона «Хитроу», а завтра герцог Йорка сопроводит президентскую чету в Эдинбург.
Это - первый визит такого уровня, совершаемый главой российского государства с ... 1844 года. Хотя царь Александр II был тепло встречен в Лондоне в 1874 году, его визит был осуществлен для участия в семейной церемонии: он прибыл сюда для участия в торжествах по случаю бракосочетания своей дочери с Альфредом, герцогом Эдинбурга и сыном королевы Виктории. Так что визит Путина рассматривается в Лондоне и Москве как своего рода празднование 450-летия двусторонних отношений.
Англичане и россияне склонны также видеть в этом событии символ примирения между Букингемским дворцом и Кремлем. После совершенного в ходе русской революции убийства царя Николая II и его семьи британский королевский двор дистанцировался от советского режима. Долгий период ссоры завершился после крушения коммунизма. В 1994 году королева даже согласилась посетить Россию. Так что нынешний визит Путина можно считать «визитом после долгой разлуки». В двусторонних отношениях поворачивается страница.
Тони Блэр приложил немало усилий для российско-британского сближения, став одним из первых западных лидеров, установивших личные дружеские отношения с Путиным. Это произошло в момент, когда тот был еще в глазах многих лишь бывшим «агентом КГБ». Установлению доверия между двумя лидерами способствовало также развитие политических и экономических связей: Великобритания стала первым иностранным инвестором в России.
Тем не менее, в отношениях между Лондоном и Москвой не все так гладко. Американо-британская военная операция в Ираке не была поддержана Владимиром Путиным. В апреле текущего года, принимая Тони Блэра в Кремле, президент России даже сделал ироническое заявление. «Где Саддам? Где оружие уничтожения, если оно вообще когда-то существовало?» - заявил он с усмешкой. Не успели стороны урегулировать разногласия по иракскому вопросу, как возник новый спорный спор - на этот раз по вопросу об иранской ядерной энергетике. Путин считает, что Тегеран вправе иметь ядерную программу гражданского назначения, которая создается с помощью России.
Тони Блэр, как и Джордж Буш, не скрывает своей обеспокоенности по поводу перспективы возможного использования Тегераном ядерной программы в военных целях. И, наконец, поводом для дипломатического антагонизма является Чечня.