Для российских нефтяных магнатов является бесспорным тот факт, что рекордно высокие цены на нефть, установившиеся на мировом рынке, не продержатся долго. Именно благодаря их росту в последние годы в страну потекли инвестиции, возросли поступления в бюджет. В прошлом году российские нефтяные компании добыли 370 млн тонн нефти, что на 60 млн больше, чем в предыдущие два года.
Доход российского нефтяного сектора в 2002 году превысил 72 млрд швейцарских франков: из них 27,5 млрд поступило в бюджет государства, 16 млрд было инвестировано, выплачиваемые дивиденды достигли рекордного уровня.
Товарооборот лидера нефтяной отрасли Лукойла увеличился на 20 млрд франков; ЮКОСа - на 15 млрд; ТНК - на 8 млрд; товарооборот развивающейся усиленными темпами Сибнефти составил 6 млрд франков.
Нынешний год может оказаться для нефтяной отрасли еще более успешным в связи со слиянием двух нефтяных компаний: ЮКОСа и Сибнефти.
Война в Ираке вызвала серьезные опасения у российских нефтяных магнатов. Так, глава крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС/Сибнефть, Михаил Ходорковский неоднократно предупреждал в печати об опасности падения цен на нефть с 25 до 16-18 долларов за баррель.
Эксперты Международного Центра социальных и экономических исследований (CASE) Яцек Цурковский и Роман Могилевский попытались оценить последствия резкого падения цен на нефть на мировом рынке для российской нефтяной отрасли. Расположенный в столице Польши Центр(CASE) уже не первый год проводит экономические исследования на постсоветском пространстве и предоставляет результаты этих исследований правительствам стран бывших советских республик.
12 долларов за баррель - катастрофа для России
В своих расчетах исследователи исходят из объема инвестиций на 2002 год при цене от 18 до 12 долларов за баррель. «В случае если бы баррель нефти марки Urals стоил 18 долларов, основные показатели значительно бы ухудшились, но, несмотря на это, российский нефтяной сектор продолжил бы намеченное развитие, - считает Цурковский. - При пессимистическом прогнозе катастрофа на нефтяном рынке разразится немедленно».
При сохранении цены 18 долларов за баррель, нефтяной сектор может рассчитывать на прибыль в размере 58 млрд франков, что на 14 млрд меньше, чем в рекордном 2002 году. Поступления в бюджет от налогов сократились бы на 18 млрд долларов, при этом дефицит бюджета составил бы 8 млрд долларов.
В случае, если цена на нефть опустится до 12 долларов за баррель, доход нефтяной отрасли сократится на 40 млрд франков, что на 32 млрд меньше, чем в 2002 году. Поступления в бюджет уменьшатся с 16,5 до 11 млрд долларов, дефицит бюджета составит, в данном случае, 20 млрд долларов.
«В обоих случаях российским нефтяным концернам, учитывая их ограниченную кредитоспособность, придется принимать меры по сокращению расходов. При этом об издержках речь не идет, так как в данной ситуации в ход идут накопленные резервы. В случае иного развития сценария, поясняет Цурковский, - программы инвестиций должны быть существенно сокращены». А это довольно опасно, так как российские компании, по сравнению с западными, инвестируют слишком мало средств в каждую тонну добытой нефти: в 2002 году эта цифра у российских компаний составляла 10.30 франков, в то время как у таких концернов, как BP или Shell эта сумма равняется 36 франкам. Причина этому - высокие тарифы монополий, находящихся в государственной собственности, а также налоги на отрасль.
План повысить добычу нефти к 2010 году на 500 миллионов тонн, который предполагает уровень инвестиций 13-15 млрд франков, в таком случае невыполним.
Вторым негативным моментом является тот факт, что при резком падении цен на нефть, невозможно реализовать провозглашенную президентом Путиным концепцию удвоения ВВП к 2010 году.
«Российские экономисты предлагают законодательно прописать более выгодные условия для малых и средних предприятий. Однако значение, которое эти предприятия имеют для бюджета страны, отмечает эксперт Цурковский, - не может сравниться с предприятиями сырьевого сектора экономики. Российская экономика зависит и будет в ближайшие годы напрямую зависеть от сырьевого сектора и, соответственно, остается зависимой от цен на нефть».