Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Евро оказался в положении сироты

Бывший министр экономики Франции Жан Артуи считает, что странам еврозоны угрожает дефляция и затяжная экономическая рецессия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Жестокий парадокс состоит в том, что в период резких скачков конъюнктуры трудно добиться снижения расходов государства, а это приводит к углублению дефицита госбюджета. И тогда возникает искушение искать причину всех наших неприятностей и источник всех наших затруднений в правилах, установленных европейским Пактом о стабильности и росте, а также в единой европейской валюте. Однако это ошибочное предположение. Именно евро является щитом, призванным защитить нас от крайних потрясений", - такое мнение высказывает на страницах газеты Le Monde бывший министр экономики и финансов Франции Жана Артуи, который в настоящее время возглавляет комиссию Сената Франции по финансовой политике.

В номере Le Monde за 26 июня опубликована статья бывшего министра экономики и финансов Франции Жана Артуи, который в настоящее время возглавляет комиссию Сената Франции по финансовой политике. В статье под заголовком "Евро оказался в положении сироты" автор, в частности, отмечает: "После того, как глава Конвента Валери Жискар д'Эстен предложил начать обсуждение проекта Конституции Европы, процесс европейского строительства, по мнению многих наблюдателей, вступил в решительный этап. Главная проблема, однако, состоит в том, что в этом проекте Конституции единая европейская валюта - евро - оказывается в положении сироты. Жестокий парадокс состоит в том, что в период резких скачков конъюнктуры чрезвычайно трудно добиться снижения расходов государства, а это приводит к углублению дефицита госбюджета. И тогда возникает искушение искать причину всех наших неприятностей и источник всех наших затруднений в правилах, установленных европейским Пактом о стабильности и росте, а также в единой европейской валюте. Однако это ошибочное предположение.

Не евровалюта виновна в том, что в 2003 году в еврозоне растет уровень дефицита госбюджета. Как раз наоборот, евро является щитом, призванным защитить нас от крайних потрясений. Когда от имени правительства Франции я вел борьбу за введение единой валюты, я подчеркивал, что мы хотим защитить европейский рынок от конкурентоспособной девальвации, которая подрывала рост экономики и сокращала число рабочих мест. Для введения евро в оборот мы в тот период задумали механизм совместного управления нашей новой валютой.

Этот механизм предусмотрен в европейском Пакте о стабильности и росте. В тот момент мы усматривали в этом временный механизм, который должен был действовать в преддверии создания европейского правительства. Однако мы не могли предвидеть, что глобализация приведет к значительным структурным изменениям, всех последствий которых мы пока не можем измерить. Таким образом, главная опасность для нас сегодня не в «инфляционном перегреве», а в том, что Германия и Франция, которые составляют половину экономического потенциала еврозоны, вступают в период дефляции".

Проблему подорожания евро на фоне рецессии в экономике европейских стран анализирует в своей статье Оливье Бланшар, руководитель экономического департамента Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology - MIT). В своей статье под заголовком «Оживление в экономике США. Кризис в европейской?», опубликованной в номере Le Monde за 24 июня, Оливье Бланшар проводит сравнительный анализ нынешнего состояния экономики США и стран Евросоюза.

Автор, в частности, отмечает: "Валютная и бюджетная политика США и Европы коренным образом отличаются. Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн в течение 2001-2002 гг. неуклонно снижал процентную ставку. Дефицит госбюджета США в 2003 году составит 4,6% от ВВП. Механизм принятия решений в Центральном банке Европы (ЦБЕ) намного сложнее. Этот институт, учрежденный относительно недавно, еще должен доказать свою жизнеспособность. Вряд ли ЦБЕ пойдет так далеко в снижении процентных ставок, как это сделал Федеральный резерв США.

В Европе налоговая политика сдерживается Пактом о стабильности и росте. Дефицит бюджета еврозоны в 2003 году достигнет - 2,4%. Этот дефицит почти полностью является следствием слабости экономики еврозоны, а не изменением бюджетной политики. Европейские правительства действуют под угрозой санкций со стороны Еврокомиссии, и их политика не включает необходимых мер, призванных стимулировать экономику.

Между тем курс доллара обесценивается, в то время евро стремительно дорожает. Возникает настоящий парадокс, связанный со снижением курса доллара. Такое понижение стоимости доллара - это цена, которую Америка должна платить за свои прошлые ошибки, а именно за огромный дефицит текущих платежей, который иностранные инвесторы не хотят больше финансировать. И все же нынешнее снижение курса доллара, скорее всего, хорошая новость для Америки и плохая для Европы. Таков печальный парадокс ситуации. Для США снижение курса доллара активизирует экспорт, стимулирует спрос. Это также несколько увеличивает инфляцию, но в сегодняшнем мире небольшое повышение инфляции не страшно.

Для Европы повышение курса евро приводит к снижению конкурентоспособности европейских товаров на фоне рецессии в экономике. Согласно самым благоприятным прогнозам, повышение курса евро на 10% может привести к уменьшению спроса и выпуска продукции в еврозоне на 0,6%. К настоящему времени курс евро вырос уже на 30% по сравнению с уровнем 2001 года, и надо полагать, он поднимется еще. Экономическая рецессия и рост курса евро сопровождаются угрозой понижения цен во всей еврозоне. Иными словами, подорожание евро может дать толчок к дефляции.

Из прошлого опыта мы знаем, что с началом дефляции и экономической рецессии стандартная политика уже не срабатывает. Опасность состоит в том, что чрезмерно осторожная политика европейских стран в сфере валютного регулирования, а также бюджетные ограничения в еврозоне и стремительный рост курса евро могут привести к катастрофическому сценарию: сокращению производства и продолжительному экономическому спада. Вот почему европейским странам пора срочно выработать план действий. К несчастью, никто, кажется, этим не занимается».