Когда два года назад президент России Владимир Путин поставил Алексея Миллера во главе «Газпрома», он сделал смелый шаг. Одним росчерком пера он лишил власти старых «газовиков», которые были преимущественно заняты тем, что выводили активы монополиста, и имели репутацию людей, наполнявших свои собственные кошельки, и поставил никому не известного человека в качестве государственного надзирателя.
Назначение Миллера является доказательством того, сколь невелик у Путина кадровый запас. Миллер, ему 41 год, должен был позаботиться о наведении в «Газпроме» порядка. Видимо, критерием для назначении был не опыт управления, скорее, им была лояльность. Незаметный Миллер руководил до этого безвестным акционерным обществом «Морской порт Санкт-Петербурга», затем был генеральным директором «Балтийской нефтепроводной системы».
С собой он, однако, принес одно: хорошие связи с Путиным. Председатель правления «Газпрома», как и Путин, родом из Санкт-Петербурга и хорошо знает главу Кремля с 1991 года. Он работал вместе с нынешним президентом еще в середине девяностых годов, когда тот руководил Комитетом по внешнеэкономическим отношениям в администрации Санкт-Петербурга. Миллер имеет ученую степень кандидата экономических наук.
Человек с рыжей копной волос и усами не обладает харизмой менеджера, он, скорее, «чиновник», как русские пренебрежительно говорят о чопорных чиновниках-управленцах.
Итоги его двухлетней деятельности во главе концерна, насчитывающего 322 000 сотрудников, не ахти какие. Ему, в частности, удалось, как того требовал Путин, «усилить роль государства в «Газпроме»». Так, Миллер за большие деньги вернул исчезнувшие пакеты акций, так что де-факто в руках государства находится 60 процентов акций «Газпрома». Он добился снижения издержек, ему удалось впервые за десятилетие повысить объемы производства.
Однако «Газпром» по-прежнему не в фаворе у акционеров. Курс акций падает, а надежды акционеров превратить газового молоха в концерн, играющий по рыночным правилам, разочаровали топменеджеры. Миллер препятствует дроблению концерна, в нем остаются как непрофильные, так и убыточные активы.
«Газпром», перед которым стоят задачи разработки новых месторождений и строительства новых трубопроводов, нельзя назвать концерном, смело смотрящим в будущее. Эффективность, прозрачность и менеджмент, ориентирующийся в первую очередь на прибыли, отсутствуют. Прессинг на руководителей концерна, чью отставку с завидным постоянством предрекают российские СМИ, нарастает. Наконец, на газовый рынок ведут наступление российские нефтяные компании. Они могут потеснить «Газпром» и его главу Алексея Миллера.