Пока Кремль готовится к выборам в мятежной Чечне, назначенный Москвой глава местного правительства предложил дать этой республике больше автономии. Многие чеченцы восприняли этот шаг как попытку лидера республики Ахмада Кадырова улучшить свое положение в преддверии выборов, которые недавно созданный Чеченский Госсовет назначил на октябрь текущего года.
"Это однозначно политический пиар, - заявил Лече Ильясов, чеченец, возглавляющий научно-исследовательский институт «Латта», основанный в соседней республике Ингушетия. - Весьма маловероятно, что Кремль пойдет на это. Но этим заявлением Кадыров показывает, что он может противостоять Москве и требовать от нее независимости».
В плане, который Кадыров опубликовал на прошлой неделе в чеченских СМИ, говорится о праве Чечни создать национальный банк, свободную экономическую зону, а также учредить министерство иностранных дел. План также отстаивает право Чечни на контроль над своими собственными нефтяными ресурсами, которые когда-то были источником благополучия республики.
Теперь Кремль должен обнародовать ответ, хотя президент Владимир Путин уже призвал к заключению «соглашения о разделе полномочий между республикой и федеральным центром». Пока неясно, в какой мере план Кадырова связан с этим призывом Путина. А телефоны в аппарате помощника президента РФ Сергея Ястржембского молчали: сотрудники аппарата не откликались на просьбу прокомментировать эту проблему. Как отмечает «Независимая газета», «следующим шагом может стать введение в Чечне собственной валюты». Что касается Кадырова, назначенного на свой пост после возвращения российских войск в Чечню в 1999 году, то, как пишет газета, он «решил проглотить столько суверенитета, сколько может».
Владимир Путин поручил своим самым опытным политическим стратегам распутать клубок этого конфликта. Но чеченские боевики, которые устанавливали бомбы в общественных местах и обедневшие российские призывники, которые грабили и убивали чеченских мирных жителей, обрекли на неудачу все попытки политического решения конфликта.
Нынешняя дискуссия о разграничении полномочий началась в мае, после того, как волна терактов со стороны взрывников-камикадзе потрясла республику и усилила решимость Москвы действовать. Нынешней весной в Чечне состоялся референдум, который придал законность новой конституции республики, хотя Чечня продолжает оставаться под контролем Москвы. Комиссия в составе 50 человек, возглавляемая влиятельным руководителем администрации президента Александром Волошиным, разрабатывает соглашение. Путин хочет, чтобы текст этого документа был готов к октябрю.
Пока неясно, будет ли текст проекта этого соглашения представлен нынешнему руководству Чечни или же Москва будет ждать завершения выборов в республике. В любом случае, проект соглашения должен быть одобрен обеими сторонами, после чего он будет представлен в российский парламент для утверждения. В этом процессе не принимают никакого участия мятежники, которые продолжают вести борьбу в Чечне.
Это - не первый случай, когда власти в Москве пытаются достичь соглашения с Чечней. В начале 1996 года, когда война была в разгаре, промосковский чеченский лидер Доку Завгаев подписал с Президентом РФ Борисом Ельциным соглашение, которое предоставляло республике большую самостоятельность. Восемь месяцев спустя после выступления мятежников Завгаев был отстранен от власти.
Политический аналитик Андрей Рябов, который является членом научного Совета Московского Центра Карнеги, заявил, что, по его мнению, Путин может выполнить большинство требований Кадырова, направленных на расширение автономии республики. Однако, продолжает Рябов, проблема заключается в том, что Кадыров не имеет фактически никакой народной поддержки в Чечне, так как он воспринимается населением как человек, возглавляющий войну, которую ведет Москва.
Комментируя предложения Кадырова, Рябов подчеркнул: «Проблема - не в Москве, а в том, что Москва делает ставку на очень непопулярного в Чечне человека. Можем ли мы создавать правительство с таким человеком?» По словам Рябова, Россия теперь сталкивается с насилием в Чечне в условиях ограничения потока информации и военных действий. Информационная блокада создается в значительной степени за счет того, что поездка репортеров в Чечню затрудняется. Эта тактика властей оказалась настолько эффективной, что многие россияне, кажется, весьма туманно представляют, что война там идет уже четвертый год.
«Это больше виртуальная война, чем реальная, - говорит Виктор Казанцев, полпред президента РФ по Южному федеральному округу. - Война фактически закончена». Но, тем не менее, война остается реальной для жителей Чечни, республики с населением 700 тысяч человек, территория которой равна территории американского штата Массачусетс. В недавнем военном сообщении говорилось, что в течение минувшей недели в 15 боевых столкновениях погибли 43 чеченских повстанца и российских военнослужащих.
В результате четырех терактов, совершенных недавно взрывниками-камикадзе, погибли около 100 человек. Кроме того, российские военные говорят, что этим летом они ведут мощное наступление против партизанских лагерей в горных районах на юге Чечни. Серия воздушных ударов была осуществлена с применением 20-ти самолетов «Сухой» после того, как российские власти заявили о концентрации в горах 500 мятежников.