Москва, 1 июля 2003 года. На прошлой неделе зрители популярного телевизионного канала ТВС были шокированы, когда во время показа ночного кинофильма внезапно остановилась телевизионная картинка. Оказалось, что кнопку "Пауза" нажали в министерстве по делам печати - и навсегда. На следующий день этот частный, обремененный долгами телеканал был заменен государственным спортивным каналом, как было сказано, "в интересах телезрителей".
В третий раз за 3 года был выдернут ковер из-под ног группы профессионалов под руководством известного журналиста Евгения Киселева. Некоторые усматривают в этом не осложненные деловые споры, а попытку ограничить свободу средств массовой информации (СМИ). На прошлой неделе парламент принял закон об ограничениях в освещении в СМИ выборов, что заставляет думать о том, что Кремль тихо, но последовательно надевает на СМИ смирительную рубашку.
"В стране не осталось ни одного частного общенационального телевизионного канала, - жалуется лидер парламентской фракции либерального Союза правых сил (СПС) Борис Немцов. - Свобода прессы в России постепенно удушается".
Команда г-на Киселева, основавшая десятилетие назад независимый телеканал НТВ, слыла в России одной из самых популярных и успешных, когда 3 года назад к власти пришел президент Владимир Путин. Тогдашний владелец НТВ Владимир Гусинский допустил ошибку, поддержав на выборах противников г-на Путина. После победы г-на Путина он продолжал критиковать его политику, включая войну в Чечне, официальную коррупцию и внутренние махинации Кремля. В 2001 году г-н Гусинский, которому предъявили обвинения в нарушении уголовного законодательства, бежал в эмиграцию. Его телевизионную компанию отдали за долги контролируемой государством газовой монополии "Газпром".
Уволенный "Газпромом" Киселев с несколькими десятками бывших сотрудников НТВ нашел убежище на телеканале ТВ-6, который принадлежал Борису Березовскому и который, в отличие от НТВ, не имел больших долгов. Однако московские суды, поддержав иск миноритарного вкладчика, постановили закрыть ТВ-6. Позднее это решение было опротестовано правительством, но ущерб телеканалу уже был нанесен.
В прошлом году группа руководителей бизнеса согласилась финансировать ТВС, заявляя, что им нужен безопасный и постоянный дом для критического журнализма, острой политической сатиры и высококачественных развлекательных программ. Однако в этом году двое из главных финансистов, Анатолий Чубайс и Олег Дерипаска, отвернулись от ТВС, в результате чего этот канал оказался в затруднительных финансовых обстоятельствах.
Популярная телеведущая ТВС Марианна Максимовская заявляет, что ей надоело перебегать с одного телевизионного канала на другой. "Нам дали понять, что мы в 'черном списке' - говорит она. - Такие невероятные вещи случаются с политическими журналистами в нашей стране, что, я думаю, мне придется поменять мою профессию".
Многие специалисты по СМИ говорят, что Кремль дирижировал этими событиями из-за занавеса, чтобы не только устранить раздражавшую его команду оппозиционно настроенных к нему журналистов, но также и предостеречь других. "Это 'управляемая демократия' в действии, - заявляет Игорь Яковенко, руководитель Союза журналистов России. Результатом этого стала "имитация свободы слова", а не истинная свобода.
Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) со штаб-квартирой в Нью-Йорке выступил с заявлением, в котором сказано, что "многие российские политики и журналисты считают, что кампания против ТВС является частью оркестрированных государством усилий по контролю доступа граждан к информации накануне парламентских выборов в декабре нынешнего года и президентских выборов в феврале 2004 года".
Специалисты заявляют, что, если личная популярность г-на Путина гарантирует ему переизбрание на второй президентский срок, то с парламентскими выборами не все ясно. По данным фонда "Общественное мнение", в настоящее время в опросах лидирует оппозиционная Коммунистическая партия (23% потенциальных избирателей), за ней идет прокремлевская партия "Единая Россия" (21%).
Принятые прокремлевским большинством Государственной Думы РФ и ратифицированные на прошлой неделе Советом Федерации поправки к Закону о выборах фактически затыкают рот журналистам, запрещая им анализировать, выражать свое мнение и печатать статьи по любому аспекту избирательной кампании. Как сказано в новом законе, любые публикуемые или передаваемые комментарии должны быть стенографическими записями того, что сказал тот или иной кандидат, иначе они будут сочтены политической рекламой. Судам предоставляется право закрывать любое СМИ после двух предупреждений.
Людмила Шевченко из Института развития прессы говорит, что "если журналисту станет известно что-нибудь предосудительное о кандидате . и он попытается рассказать об этом общественности, его газета может быть закрыта".
Кое-кто доказывает, что ограничения необходимы, чтобы приструнить тех журналистов, которые печатают благоприятные отзывы о тех, кто им больше заплатит. "Выборы коррумпируют журналистов в этой стране, - говорит Алексей Панкин, редактор независимого московского еженедельника "Среда". - Многие сильные СМИ в регионе приветствуют эти законы, потому что они надеются, что благодаря им будет остановлен поток грязных денег в карманы конкурентов".
Но руководитель центра "Журналистика в экстремальных ситуациях" Олег Панфилов добавляет: "В этом законе кроется опасность избирательного применения, только против тех, кто критикует власти".