Антипыточный комитет Совета Европы выдвинул против России тяжкие обвинения. В опубликованном вчера в Страсбурге докладе Комитета содержится критика в адрес российской милиции и по поводу условий содержания заключенных в тюрьмах страны. Среди обвинений - «нанесение ударов кулаками, оплеух, пинков, нанесение ударов резиновыми дубинками, бейсбольными битами или другими твердыми предметами» и применение электрошока. Делегация Комитета получила в ходе своего визита в 2001 году «вызывающее тревогу число» обвинений, согласно которым с подозреваемыми лицами обращаются жестоко с целью принуждения их к даче признательных показаний. При этом, как утверждается, некоторых арестованных приковывают наручниками к батареям отопления, угощают ударами мокрого полотенца или бутылок, наполненных водой.
В официальном ответе Россия оспаривает обвинения. У прокуратуры, говорится в нем, нет свидетельств о пытках или физическом насилии в отношении лиц взятых под стражу милицией. «Подозреваемые или обвиняемые лица подобных жалоб не высказывали», - говорится в документе. Но в законодательство внесены изменения с целью предотвращения жестокого обращения с заключенными.
Делегация не получила свидетельств о применении в тюрьмах пыток. Тем не менее, Комитет Совета Европы высказывает озабоченность по поводу условий содержания в российских тюрьмах и, прежде всего, в связи с их переполненностью. В этом, в частности, есть прогресс, но предстоит еще многое сделать. Так, во время посещения одной из тюрем во Владивостоке в камере площадью 33 квадратных метров были вынуждены находиться 30 заключенных. Не у каждого заключенного было место для ночлега. В камеры почти не поступал свежий воздух и свет. Плохими были также условия с точки зрения гигиены. Россия ссылается на то, что со времени визита делегации условия содержания в тюрьмах улучшились. Так, загруженность уменьшилась на 39 процентов. У всех заключенных есть свои кровати, в камерах только окна с пропускающими свет стеклами. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер (Walter Schwimmer) с похвалой отметил то, что Россия одобрила публикацию доклада.