Генерал Уэсли Кларк в 1997-2000 годах являлся верховным главнокомандующим объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, а также руководил силами НАТО во время военной кампании в Косово
Гибель американских и английских солдат, продолжающееся насилие и экономический саботаж, а также растущее недовольство населения присутствием Запада являются первыми трещинами на фасаде американо-английской оккупации Ирака. Все специалисты по Ираку предупреждали о последствиях войны: глубокие противоречия между суннитами, шиитами и курдами, а также дополнительные проблемы, причинами которых являются исламские экстремисты, члены партии Баас и арабские националисты, затруднят управление государством. Вопрос заключается в следующем: выполнима ли эта задача? Если да, то каким образом? И какой ценой?
Давайте будем реалистами: если говорить о наших целях, то мы еще не слишком преуспели в их достижении. Оружие массового поражения еще не найдено, хотя разведслужбы и предполагали, что у Саддама Хусейна (Saddam Hussein) как минимум было химическое и бактериологическое оружие. Оно может быть спрятано в Сирии, захоронено под землей или отдано террористам - а возможно, разведслужбы просто переоценили угрозу. Мы должны продолжить поиски, и у нас есть все необходимые для этого ресурсы, однако каждая дополнительная неделя увеличивает вероятность того, что это оружие может попасть не в те руки.
Что касается смены режима, то Саддам и его сыновья более не живут в своих дворцах и не занимают высокие посты. Тем не менее они спаслись это порождает опасение возврата партии Баас, вдохновляет непрекращающееся сопротивление и препятствует деятельности по учреждению новых институтов власти. Необходимо продолжать усилия по обнаружению лидеров баасистского движения. Однако это требует глубокого проникновения в иракское общество. У нас есть устройства, подслушивающие радио и телефонную связь, мы вербуем дополнительных агентов, однако это не гарантирует успех. С каждой безуспешной неделей все четче будут видны границы возможностей американской разведки и пределы влияния, а сопротивление сторонников партии Баас будет возрастать.
Между тем, среди различных группировок шиитской общины идет внутренняя борьба. Шиитский вопрос является потенциально наиболее взрывоопасным. Если шииты объединятся, они могут занять господствующее положение в Ираке.
Лидеры шиитов осознают угрозу, исходящую от сторонников партии Баас. Они могут помочь коалиции нанести поражение баасистскому движению, а затем попросить коалицию покинуть Ирак; могут занять нейтральную позицию и наблюдать, как сторонники Баас и коалиционные силы будут истреблять друг друга; или могут объединиться с этой партией, пытаясь взять ее под свой контроль и наращивая давление против американцев и англичан. Сейчас, судя по всему, происходит нечто подобное.
В любом случае, исход ясен - американцев и англичан попросят покинуть страну, как скоро - будет зависеть от эффективности оккупации. А предшествовать уходу могут спокойные встречи с иракским духовным руководством, или же массовые уличные протесты, или активные акции насилия против американцев и сотрудничающих с ними иракцев.
А есть еще и курды. Они вооружены и осуществляют практически самоуправление. Следующим их шагом будет желание получить независимость, и, если не принимать никаких мер, то это может вызвать всплеск насилия и возможные конфликты с Турцией и Ираном.
Что касается других грандиозных планов по трансформации арабского общества, распространению демократии и мира на Ближнем Востоке - то их исполнение зависит от того, сможем мы решить все проблемы, которые мы имеем здесь и сейчас - в Ираке. Успех не невозможен, но добиться его будет трудно, и с каждым прошедшим днем эта задача будет усложняться.
Продолжать оккупацию силой невозможно, так как это может вызвать гнев народа, который приведет к новым смертям среди военнослужащих коалиции.
Итак, что возможно сделать сейчас? Удачным результатом было бы решение проблемы оружия массового поражения, недопущение возрождения партии Баас и предотвращение распада Ирака. Он должен стать самоуправляемым государством с подобием светской демократии, защищаемым собственными вооруженными силами, и неподверженным влиянию других государств региона или террористических организаций.
Чтобы добиться успеха в Ираке, необходимо работать вместе с существующими силами, а не против них. Для работы с американскими и английскими гражданскими администраторами должны быть созданы представительные иракские организации - советы, в состав которых должны войти все представители иракского общества, в том числе, например, бывшие члены партии Баас. Необходимо задействовать средства массовой информации. Мы должны предложить меры ответственности, методику принятия решений, стандарты защиты прав различных фракций в этих советах.
Необходимо будет осуществлять справедливое руководство, способствовать появлению общих интересов, закладывать в этих первичных организациях основы демократии, терпимости и контролируемой власти. Однако демократические выборы нужно будет отложить на более поздний срок.
Кроме того, нельзя допускать ошибок, что касается прибылей от продажи нефти, конфискованных иракских денежных средств, или получения прибылей американскими и английскими компаниями. Мы должны отбросить идею, согласно которой оккупация Ирака должна им же и финансироваться.
США и Англия также должны нанять и экипировать десятки тысяч иракцев для выполнения задач по обеспечению безопасности и восстановлению Ирака. Да, их необходимо обучить и проверить на благонадежность - и нужно сделать это срочно. Необходимо привлекать иракцев к выполнению самых разнообразных задач - поиск оружия, охрана объектов, разбирательство с жалобами, борьба с преступностью.
Очень большое значение имеют контакты с иракским народом. Запад должен приложить все силы для борьбы со слухами, опасениями и подозрениями. Это означает прозрачность механизма принятия решений и полноценные отчеты о проводимых обысках и патрулированиях. Почему бы не организовать круглосуточный канал новостей на арабском языке?
Американские и английские власти должны признать, что начинали войну в Ираке, близоруко сконцентрировавшись лишь на одной исходящей от него угрозе. Была недооценена сила партии Баас, было сделано неверное предсказание уровня сопротивления в ходе боев, преуменьшено количество сил, необходимое для достижения военного успеха, а "смена режима" не была спланирована до конца. После соответствующего признания необходимо убедить другие государства и организации оказать помощь в Ираке.
Если мы добьемся успеха, то цена выполнения наших задач будет измеряться в годах, десятках миллиардов долларов и еще многих потерянных жизней наших солдат, в то время как проигрыш обойдется еще дороже.