После распада СССР богатому нефтью и газом региону Каспийского моря, находящемуся на стыке интересов Турции, России и Ирана, сулили красивое будущее. Молодые прикаспийские страны (Азербайджан, Казахстан и Туркменистан), которые в те годы называли «будущими маленькими эмиратами», оказались в центре масштабного проекта по экспорту нефти и газа на Запад, реализация которого должна была обеспечить им выход из орбиты влияния России.
В тот период Баку, столица Азербайджана, погрузился в состояние эйфории, которая уже царила здесь в начале 20 века, когда сюда приехали иностранные предприниматели, стремившиеся за счет нефти сколотить себе большое состояние. Среди них были и братья Нобель. Сегодня в Баку, этом старом порту Каспия, где еще сохранились деревянные буровые вышки и следы культа поклонения огню, появилось много танкеров, авантюристов и шпионов.
Спустя годы стало ясно, что бывшие советские республики, столкнувшись с множеством экономических проблем и оказавшись под властью авторитарных правителей, не смогли достичь желанного благополучия. В их отношениях сохраняется напряженность ввиду продолжающихся споров о принадлежности месторождений нефти и о статусе Каспийского моря. Кроме того, снижение мировых цен на нефть, появление на рынке иракской нефти, ухудшение инвестиционного климата и растущие требования России - все это привело к постепенному ослаблению интереса к каспийской нефти.
Конечно, в этой большой нефтяной игре участвуют Москва и Вашингтон, которые ведут полемику о соперничающих маршрутах нефтепроводов и газопроводов. Главным козырем США в регионе стал проект, предусматривающий строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (основной экспортный трубопровод - ОЭТ) длиной 1 тыс.730 км., который пройдет через территорию Грузии и соединит оффшорные месторождения Азербайджана с турецким портом Джейхан в Средиземном море. Строительство этого трубопровода стоимостью 3 млрд. долларов должно быть завершено в 2005 году.
Это проект остается главным для американцев, которые делают ставку на участие в проекте Турции и противостоят российским и иранским проектам в Закавказье и Центральной Азии. Однако сохраняются сомнения в рентабельности этого проекта, ибо он может стать прибыльным только в том случае, если по трубопроводу ОЭТ будет экспортироваться нефть, добываемая Казахстаном, а не только азербайджанское «черное золото». Однако Казахстан, обладающий крупными запасами нефти - в одном только месторождении Кашаган содержится около 10 млрд. баррелей нефти, - рассматривает возможность участия в других проектах. В частности, речь идет о проекте «Север-Юг», предусматривающем строительство нефтепровода через территорию Ирана.
Сейчас основная часть казахстанской нефти экспортируется через российскую территорию в черноморский порт Новороссийск. По словам главы казахстанской компании "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина, именно по этому маршруту, скорее всего, будет транспортироваться нефть, добываемая на месторождении Кашаган. Об этом он заявил в ходе региональной энергетической конференции, состоявшейся в середине июня в Стамбуле. Он также не исключил, что Казахстан будет экспортировать часть своей нефти по восточному маршруту, то есть через территорию Китая.
Между тем в ходе разработки месторождения Кашаган возникли технические трудности, и консорциум, в который входят американская ExxonMobil, англо-нидерландская Royal Dutch / Shell и итальянская Agip, объявил, что первая нефть с этого месторождения пойдет не в 2005, а в 2007 году. Такое признание консорциума не понравилось президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который пригрозил санкциями. Чуть ранее власти Казахстана потребовали от корсорциума заплатить дополнительные налоги. По мнению нефтяного эксперта, эти меры свидетельствуют о стремлении руководства Казахстана наказать консорциум за то, что зимой 2002-2003 гг. он отверг предложение об участии Китая в разработке месторождения Кашаган.
Действительно, периодически правительство Казахстана угрожает пересмотреть условия ранее подписанных с консорциумом контрактов или вновь национализировать некоторые месторождения. Кроме того, существует проблема коррупции, масштаб которой стал понятен после ареста 30 марта с.г. в Нью-Йорке американского банкира Джеймса Гиффена, который является советником президента Назарбаева. Банкир был обвинен в том, что выплатил Назарбаеву и его окружению взятку в объеме 78 млн. долларов. Более скромным оказался Брайан Уильямс, бывший высокопоставленный сотрудник компании Mobil Oil Corporation, который 12 июня, в ходе судебного процесса в Нью-Йорке, признался в выплате 2 млн. долларов в качестве «комиссионных» за право участия в разработке месторождения Тенгиз.
Недавно руководители прикаспийских стран сумели найти общий язык с российским соседом, который вернулся на энергетическую сцену Каспия. Россия по-своему решила проблему статуса Каспия, подписав с тремя республиками двусторонние соглашения о разграничении дна этого внутреннего водоема. Москва пошла на такой шаг в надежде на то, что существенная часть добываемой на Каспии нефти пойдет по ее трубопроводам.
В апреле с г. российская компания «Газпром» договорилась с Туркменией о том, что в ближайшие 20 лет она будет закупать туркменский газ по цене 44 доллара за 1 тыс. кубометров. Причем на европейский рынок этот газ продается по цене в два раза дороже. Российский газовый гигант, который только что договорился о поставках природного газа в Грузию, нанес таким образом удар по другому региональному проекту, которому администрация США придает большое значение. Речь идет о проекте газопровода, соединяющего Баку с турецким городом Эрзурум, строительство которого должно последовать за нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Спецпредставитель госдепартамента США по Каспию Стив Манн подверг критике «растущую монополию» российской компании в регионе.