2 июля 2003 года. Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) недавно давал интервью репортеру французского телевидения, который вдруг спросил: "Итак, какую страну Вы намерены посетить первой в своем новом качестве президента Европейского Союза?". Подразумевалось, что он настолько в кармане у американцев, что теперь, когда настала очередь Италии принять на себя обязанности "очередного президента" ЕС, он вскорости рванет в Вашингтон.
Надо сказать, что зачастую такая связь подразумевается. Во вчерашних новостях бельгийского радио об этом было сказано просто: "Президентство Италии будет особенно трудным для других европейцев. Сильвио Берлускони не скрывает своего восхищения политикой Джорджа Буша-младшего (George W. Bush)".
Но есть, по крайней мере, ясность, когда журналисты открыто выражают свои повестки. "Сообщение" бельгийского радио и многие аналогичные комментарии, прозвучавшие на прошлой неделе, когда итальянское правительство готовилось принять на себя обязанности президентства в ЕС, не оставляют сомнений в том, откуда проистекает враждебность к г-ну Берлускони: он настроен проамерикански и поддержал освобождение Ирака; он также хочет открыть европейские рынки; в ходе недавней поездки в Израиль он отказался встречаться с Ясиром Арафатом (Yasser Arafat).
Разумеется, Хосе Мария Аснар (Jose Maria Aznar) из Испании и Тони Блэр (Tony Blair) из Великобритании тоже все это поддерживают, но в случае с Италией данное обстоятельство вызывает более сильную реакцию, чем в других случаях. Испания и Великобритания расположены на дальних окраинах Европы, они поздно присоединились к ЕС и к тому же являются бывшими империями, которые зачастую представляют собой культурные магниты.
Италия является соучредителем ЕС. Договор об образовании этого союза, побивающий по важности все остальные договоры, был подписан в Риме, и конституция ЕС, возможно, тоже будет подписана там. Италия никогда ранее не дезертировала из франко-германского лагеря; все ее прежние правительства были согласны выслушивать европейские наказы с Елисейских полей. Дезертирству Италии нет прощения.
А это все значит, что для европейских "левых", которых регулярно прокатывают на выборах - но которые каким-то образом умудряются удерживать на своей стороне средства массовой информации (СМИ) и ученых - г-н Берлускони является врагом нации #1.
Г-н Берлускони начинает привыкать ко многим другим вещам. Об этих вопросах рассуждает Фрэнк Росса (Frank Rocca). Нам не ведомо, виновен или нет г-н Берлускони в тех противоправных деяниях, которые ему инкриминировались до недавних пор. Но мы точно знаем, что делу этому уже почти два десятка лет, и оно появилось как гром с ясного неба. Мы также знаем, что, когда он говорит, как станет говорить сегодня в Страсбургском парламенте, что "нет никакого противоречия между сильными европейскими обязательствами и столь же сильной трансатлантической солидарностью", в этом есть смысл.