Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа должна европеизировать себя

Европа может ни много, ни мало спасти мир. Ричард Рорти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проблема, которую видят Хабермас и Деррида, заключается в разработке для Европы «привлекательного образа», они видят эту проблему именно в том, что слишком уж невелика разница в позиционировании по линии Америка-Европа. Социальной Европы боятся не только американские миллиардеры. Ее в той же мере боятся господа из альянса, Даймлер и Сименс, которые больше не платят налогов, их акционеры, либеральные европейские элиты. Сегодня надо уже быть несколько погромче, чтобы, как того потребовал саммит в Ницце, «сделать европейский проект более близким для людей Европы и, прежде всего, для молодежи»

Если бы мы были Европой, о которой мечтают Хабермас (Habermas), Рорти (Rorty) и другие, то у нас был бы первый кандидат на исключение: Италия. Положение вещей таково, что Берлускони (Berluskoni) является всего лишь глубоко одаренным представителем реально существующего сообщества западных ценностей. Хорош был в деле теснейшего переплетения средств массовой информации и политики также и Коль (Kohl). В плане насильственного приобщения к господствующей идеологии впереди - Америка. Компания "Elf" - не первый скандал государственно-монополистического плана в Париже, а предложение Блэра (Blair) о содержании в клетках мигрантов - не лучший вариант популизма а-ля Босси (Bossi). Газетные волнения по поводу «христианского воспитания» через пару недель улягутся, так как Берлускони верен основному глобальному закону: консенсусу с Вашингтоном. До той поры, пока он действует со своими статьями об ухудшении социального положения, кастрации государства, о разбойничьих приватизационных набегах, о всемирной армии безработных, до тех пор беспредметны всякие разговоры о Европе и империи, которые блуждают, как призраки, по газетным статьям.

Нет, мы не против инициативы интеллектуалов признать, что ценности «старой Европы» подходят для всего мира: универсализм ли это или международное право, социальное государство или, в конце концов, государственность вообще. Только инициатива эта появилась слишком поздно. Опоздала на одно поколение, так как намеченное направление развития в сторону «империи» (свободные действия транснациональных корпораций по всему миру, рынки капитала, монополизированные средства массовой информации) было подготовлено в условиях деятельной терпимости международной социал-демократии. Она опоздала также на десять лет, поскольку годы, прошедшие после падения стены, не были использованы для пропаганды образа демократической и социальной Европы, для того, чтобы потребовать от западноевропейских обществ соответствующих жертв. «Таким образом, мы вернулись в Европу, - говорит один бывший румынский реформатор, - но этой Европы уже больше нет».

В то время Жак Делор (Jacques Delors) увидел шансы и цену расширения на восток и предложил способствовать этому, проводя общую индустриальную политику: строя дороги, которые бы соединили Хельсинки, Белград и Афины, Лиссабон с Парижем, Варшаву с Москвой. Делор предчувствовал, что бремя, возлагающееся на Европу, желающую сохранить свою цивилизацию, потребует от масс потребителей большей готовности идти на жертвы. Он тогда держал в мыслях создание общеевропейской службы для молодых людей. Подобные проекты растворились в опьянении экономическим захватом Востока и либеральными сдвигами на Западе. На протяжении не одного года резко выступал только скромный французский социолог по имени Бурдье (Bourdieu), который, к примеру, считал, что: «европейское социальное государство это достижение, такое же драгоценное, как Моцарт (Mozart), Кант (Kant) и Бетховен (Beethoven), и его нужно защищать».

Было бы прекрасно. Проект конституции ЕС не предусматривает ни европейского права на труд, ни эффективной защиты системы воспитания и здравоохранения, всего общественного сектора в целом от их коммерциализации. И граждане этой Европы обязаны, о чем умоляет Ричард Рорти (Richard Rorty), «спасать мир»? Откуда должен взяться «идеализм», к которому должно «принудить» своих политиков европейское общественное мнение?

Проблема, которую видят Хабермас и Деррида (Derrida), заключается в разработке для Европы «привлекательного образа», они видят эту проблему именно в том, что слишком уж невелика разница в позиционировании по линии Америка-Европа. Социальной Европы боятся не только американские миллиардеры. Ее в той же мере боятся господа из альянса, Даймлер (Daimler) и Сименс (Siemens), которые больше не платят налогов, их акционеры, либеральные европейские элиты. Сегодня надо уже быть несколько погромче, чтобы, как того потребовал саммит в Ницце, «сделать европейский проект более близким для людей Европы и, прежде всего, для молодежи». Поскольку все больше людей в основных странах Европы, прежде всего молодежь, видят в Европе ухудшение своих жизненных условий.

Над тем, кто сегодня еще мечтает о Европе, во времена Жана Росса (Jan Ross) издевались, мол, он «хватается в отчаянии за последнюю соломинку, которая остается европейским левым после того, как они были вынуждены распрощаться с социализмом». Новую Европу можно, скорее, изучать в Польше, в Балтии и Румынии, где свою родину нашли «примат свободы» и «надежда на новое» - фантастическая перифраза для дерегулированного дикого мира и прекрасное свидетельство функционирующего классового инстинкта думающих представителей верхних слоев общества.

Поскольку что может тянуть турок, румын, марокканцев в Европу? Империя, примирившая капитализм и коммунизм. Ее появление угрожающе, альтернатива не дешевле: сильная Европа, которая может, наверняка, выжить только тогда, когда у нее имеются войска, когда оказывается поддержка экономике и существует неодолимое давление в направлении демократизации. Это тоже опасно. Опасно для западноевропейских аграриев, которые не могут найти применение польским овощам, для новых миллионеров в Румынии, желающих либерализма, а не социальной конституции Западной Европы, для немецкого среднего сословия, составляющего непропорционально большую часть социального государства, для концернов, чье поле деятельности при наличии европейского налогового и социального законодательства уменьшилось бы. Но, прежде всего, - для нижних слоев богатых стран зоны евро, чьи стандарты до сегодняшнего дня базируются на том, что рубашки, которые они покупают в магазинах "H&M" , шьют в Румынии за пятьдесят центов в час, помидоры так дешевы, потому что в Марокко не существует профсоюзных прав. Что они получили бы от большой Европы?

В краткосрочном плане ничего. Но если верна статистика, то все большее число граждан стран зоны евро чувствует, что динамика глобализации коснулась и их. Задачей социал-демократов было бы увязывание жертв современного дня с образом Европы, которая была бы достаточно мощной и великой в географическом плане для того, чтобы противостоять водовороту финансовых рынков и плутократической Америке. Но для этого они должны были бы ближе воспринимать несвоевременные идеи о том, что безграничная экономика (об этом говорил еще Адам Смит - Adam Smith) ведет к коллективной нищете, что без защиты коллективного имущества (= протекции) не может быть современной демократии, и что мировое сообщество демократий невозможно без ре-регионализации мировой экономики и демократизации реально существующих мировых правительств в лице МВФ, ВТО, ОБСЕ. Впрочем, для этого была бы необходима «Европа, говорящая одним голосом», и этот голос должен быть социал-демократическим. Беда СДПГ заключается в том, что половина ее членов думает так же, а ее олигархи - нет.

Иными словами, если что-то критиковать у Хабермаса, то это нерешительность, за которой он незаметно для себя прячется в предвидении боев за перестройку международной экономической системы, грубо говоря, вместо того, чтобы демонстративно переходить в атаку. Ее стратеги, конечно, совсем не думают о том, чтобы расставаться с демократическим социализмом, даже если для этого требуется выносливость. В среднесрочном плане они делают ставку на гарантированное конституцией ЕС право плебисцита для граждан ЕС. Правда, это право околеет на улицах, если профсоюзы и левые партии в темпе не европеизируют себя.