Закрытие последнего в России независимого канала ТВС и апробация верхней палатой Парламента новых мер, урезающих действие принятого в 1991 году закона о печати, является шагом, ограничивающим плюрализм мнений в подаче информации в преддверии парламентских и президентских выборов, намеченных на декабрь этого года и март следующего, соответственно. Путин стремится гарантировать себе переизбрание, о возможности которого, судя по всему, говорят и результаты опросов общественного мнения.
Факт урезания гражданских свобод в России и сходная внешняя политика, одновременно с этим проводимая Путиным, не случайны: российский президент перед лицом европейской и американской дипломатии доказал, что заслуживает доверия и может гарантировать стабильность, пришедшую на смену хаосу эпохи правления Бориса Ельцина. Любому другому главе государства хватило бы и тревожных известий о действиях российской армии в Чечне, чтобы потерять доверие в глазах международного сообщества; однако Путин сумел добиться того, что в последние годы на чеченскую проблему закрывают глаза.
Подобным же образом западные друзья России могут оставить незамеченными и жесткие ограничения, наложенные на свободу слова. С тем лишь опасным исключением, что на этот раз в России осуществляется аутентичный проект, цель которого - обессмертить власть. Меры, подобные принимаемым, могут окончательно превратить российскую демократию, пришедшую на смену советскому режиму правления и находящуюся еще на начальной ступени своего развития, в пустую скорлупу, готовую принять новый авторитарный режим. Проведенное в 2001 году правительством взятие штурмом канала НТВ и недавно осуществленное закрытие канала ТВС гарантировали Путину практически полную монополизацию информации.
Принятые ограничения действия закона о прессе являются эффективным инструментом в руках лидера государства, благодаря которому можно будет прикрыть просветы для свободного выражения своего мнения, еще сохранившиеся в печатных средствах массовой информации. Налицо двоякий смысл принятых ограничений: так СМИ запрещается распространять сведения о жизни и деятельности кандидатов, а, кроме того, избирательные комиссии могут обратиться в суд с просьбой временно приостановить действие лицензии на публикации, выданное тому или иному печатному органу. Подобные меры предвосхищают жесткий контроль над прессой со стороны правительства, что совершенно недопустимо при нормальном и свободном развитии любого демократического общества, реально соответствующего этому названию.