Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай и Индия: сближение во имя стратегических интересов

Индия письменно и в терминах, отвечающих пожеланиям Пекина, признала, что Тибетский автономный район «является частью Китая»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наиболее симптоматичным результатом первого за последние десять лет визита главы индийского правительства в Китай стало повторное открытие отдаленного перехода Нату-Ла, зажатого между Тибетом и Сиккимом. Этот путь пролегает вблизи Гималаев на высоте 4300 метров, и был закрыт в 1959 году. Подобное решение стало волеизъявлением обеих сторон - Пекина и Нью-Дели - пытающихся найти решение сложному, на протяжении уже полувека усложняющему отношения между соседями, территориальному спору о приграничной зоне площадью 3500 километров.

Визит премьер-министра Индии Ваджпаи в Пекин открывает путь к решению самого существенного территориального разногласия, существующего между двумя странами

После первого за последние десять лет визита главы индийского правительства в Китай обе страны начали переговоры для решения сложного территориального спора о приграничной зоне между государствами. Пекин и Нью-Дели назначили высокопоставленных представителей для принятия устраивающего обе стороны решения по этому вопросу и открыли новое наземное сообщение в оспариваемой обоими государствами зоне Гималаев.

Наиболее симптоматичным результатом первого за последние десять лет визита главы индийского правительства в Китай стало повторное открытие отдаленного перехода Нату-Ла, зажатого между Тибетом и Сиккимом. Этот путь пролегает вблизи Гималаев на высоте 4300 метров. Напомним, что он был закрыт в 1959 году. Подобное решение стало волеизъявлением обеих сторон - Пекина и Нью-Дели - пытающихся найти решение сложному, территориальному спору о приграничной зоне площадью 3500 километров, на протяжении вот уже полувека усложняющему отношения между соседями.

Премьер-министр Китая Вэнь Цзябао (Wen Jibao) напомнил своему индийскому коллеге Аталу Бихари Ваджпаи (Atal Bihari Vajpayee) слова, сказанные еще Дэн Сяопином (Deng Xiaoping) Радживу Ганди (Rajiv Gandhi): "Двадцать первое столетие станет столетием Азии лишь в том случае, если Индия и Китай договорятся, что так оно и должно быть".

Атал Бихари Ваджпаи, завершивший свой шестидневный визит в Китай еще в пятницу, ответил Цзябао, что "две нации, вместе представляющие третью часть населения планеты, пока лишь делают первые шаги". "Нам предстоит сделать еще очень многое, чтобы наши обоюдные стремления стали реальностью: это касается и глобализации, и заинтересованности в восстановлении поколебавшегося в последние месяцы авторитета многих международных организаций, и желания способствовать созданию мирового порядка, отвечающего интересам многих", - добавил он.

Индия письменно и в терминах, отвечающих интересам Пекина, признала, что Тибетский автономный район "является частью Китая" и, что она не допустит "никаких антикитайских действий на своей территории", хотя при этом в Нью-Дели отметили, что подобные условия "не новы". С другой стороны открытие пути в Сикким - княжества, традиционно платившего дань Тибету, аннексию которого в 1975 году Индией Китай не признает - указывает на то, что Китай готов сделать серьезные шаги для решения территориального конфликта. Для ведения переговоров обе стороны назначили высокопоставленных представителей.

Дорога, идущая от столицы княжества Сикким города Калимпонг до Лхасы, намного короче пути, связывающего тибетскую столицу со столицей Непала - Катманду, а до последнего времени это был единственный наземный способ добраться из Тибета на юг Азии. После открытия этого торгового пути и строительства железной дороги, которая в 2007 году соединит Лхасу с четырьмя китайскими городами (Голмо в провинции Цинхай, Ланьчжоу в Ганьсу, Дали в провинции Юньнань и Чэнду в провинции Сычуань), Тибет перестанет оставаться изолированной отдаленной территорией. Развитие Тибета поможет Китаю укрепить влияние пекинского правительства на этой территории. В последние несколько лет Пекин существенно продвинулся в этом направлении, а стремлением расширить влияние Китая на Тибет можно объяснить и готовность к диалогу с тибетским лидером Далай Ламой, живущим в изгнании в Индии.

Учитывая, что прирост населения за последние десять лет и доход на душу населения в Индии составляют лишь половину соответствующих показателей Китая, правительство Нью-Дели чувствует себя неуверенно вблизи такого соседа. Нью-Дели весьма ревниво относится к усилению китайского присутствия в Азии, к налаженным за последние десять лет отношениям между Пекином и Мальдивами, Непалом и Шри-Ланкой, не говоря уже об извечной индийской проблеме - Пакистане, являющемся союзником Пекина.

После событий 11 сентября Индия в значительной степени отказалась от своей традиционной политики неприсоединения и сделала все возможное для оказания помощи администрации Буша (Bush), объявившей Нью-Дели своим "стратегическим союзником".

Вашингтон хочет заручиться поддержкой Индии в осуществлении контроля над морскими торговыми путями, являющихся ключевыми для связи международных торговых центров с Юго-Восточной Азией. Речь идет о проливах Малакка и Ломбок, через которые в 1999 году проходила почти половина внешнеторговых путей, в том числе и энергетические поставки из Персидского залива в Японию, Южную Корею и Китай. Указанный факт в свою очередь вызывает ревность Пекина.