4 июля 2003 года. Драматическое задержание милицией одного из ведущих московских бизнесменов является безоговорочным напоминанием об опасных течениях, которые образуют бурные водовороты прямо под самой поверхностью сегодняшней России. Под созданной президентом Владимиром Путиным гладью таятся риски, которые те, кто ведет дела с Россией, игнорируют себе на погибель.
На этой неделе был задержан Платон Лебедев, которому предъявили обвинение в присвоении принадлежавших государству акций в 1994 году, во времена, когда многие из сегодняшних российских миллиардеров делали состояния путем взятия под свой контроль государственных предприятий. Г-н Лебедев является близким партнером Михаила Ходорковского, главы нефтяной группы "Юкос", который уже признал, что преследование властями г-на Лебедева является атакой на него самого.
Задержание г-на Лебедева, по-видимому, является предупреждением Кремля г-ну Ходорковскому держаться подальше от политики. Глава "Юкоса" не так давно объявил о том, что намерен оказать финансовую поддержку двум главным либеральным партиям России, "Яблоко" и Союзу правых сил (СПС), которые попытаются бросить вызов доминирующим прокремлевским партиям на парламентских выборах позднее в этом году. Г-н Ходорковский также намекнул, что намерен сам баллотироваться в президенты России, быть может, в 2008 году. В 2000 году г-н Путин дал понять, что не станет затрагивать вопроса о богатствах российских олигархов, пока они будут вне политики. Теперь он, очевидно, узрел, что г-н Ходорковский высунул голову над парапетом, и сделал упреждающий выстрел.
Эти события демонстрируют, насколько трудно создавать подлинную демократию в России. При таком сильном сосредоточении политической власти в Кремле и при столь большой экономической власти в руках немногих лидеров делового мира почти не остается пространства для процветания демократических институтов. Г-н Ходорковский, быть может, станет возмущенно доказывать, что он искренен в своих либеральных убеждениях. Но его положение олигарха, его деньги, которые он заработал на спорных приватизациях, затмевают собой все остальные его качества.
Политический конфликт между г-ном Путиным и г-ном Ходорковским, кроме того, является тревожным сигналом для международных инвесторов и деловых людей. С 2000 года рынки действуют, исходя из предположения, что темные сделки периода 1990-х годов не будут пересматриваться. Если теперь возникнут сомнения относительно намерений на этот счет г-на Путина, зарубежные компании поступят благоразумно, проявив больше внимания к своему выбору (российского) олигарха для ведения дел.
Опасность грозит также и репутации. Если разоблачения в связи с происхождением богатства поставят какого-нибудь олигарха в неловкое положение, в столь же неловком положении могут оказаться и те западные компании и организации, которые пользовались деньгами данного олигарха, от инвестиционных банков до университетов, а с этой недели - и английский футбольный клуб "Челси". Важна должная старательность. А также и здравые суждения. Потенциальные обвинения в связи с разворовыванием государственного имущества и фондов во времена беззакония, возможно, следует считать приемлемым риском. Более серьезные обвинения могут оказаться неприемлемыми.
Эти соображения не ограничиваются Россией, что могут подтвердить многие получатели корпоративных пожертвований от компании "Enron". Но секретность, все еще окружающая деятельность большинства представителей российского бизнеса, требует особой заботы. История учит, что большинство очень богатых семейств в конце концов отмывают свои состояния, как это сделали династии баронов-разбойников в Соединенных Штатах. Однако этот процесс растягивается на долгие годы, и торопить его невозможно.