Резко отреагировал сейсмограф российской биржи. К началу торгов стоимость акций концерна «Юкос» упала почти на шесть процентов. Причина: арестован глава группы «Менатеп» Платон Лебедев, являющийся одновременно главным акционером нефтяного гиганта «Юкос». Беспокойство царит не только на бирже - все российское общество находится в шоке от того, что на прицел Генеральной прокуратуры в лице Лебедева попал один из «олигархов», а в лице «Менатепа» - один из крупнейших экономических и финансовых конгломератов. Особенно сбивает с толку то, что в случае с Лебедевым откапывается событие из прошлого России, из эпохи дикого, зачастую связанного с преступлениями этапа приватизации, который президент Путин собирался, собственно, оставить в покое.
Глава «Менатепа» подозревается в мошенничестве, в результате которого государству был нанесен ущерб в размере 280 млн. долларов США. Как сообщили представители обвинения, он в ходе проходившей в 1994 году приватизации незаконно приобрел 20-процентный пакет акций.
Группа «Менатеп», которую возглавляет Лебедев, относится к числу самых влиятельных предпринимательских конгломератов страны. Она является держателем 61 процента акций нефтяного концерна «Юкос». Лебедев, в свою очередь, владеет семью процентами акций группы. Она оценивается в 30 млрд. долларов США, а ее центральный офис находится на Гибралтаре.
Кстати, влиятельным человеком в ней является Михаил Ходорковский, заложивший созданием в начале девяностых годов банка «Менатеп» фундамент империи. Ходорковский, обладающий состоянием в размере восьми миллиардов долларов США, считается самым богатым человеком России. Лебедев в этом году попал в список миллиардеров, публикуемый экономическим журналом "Forbes", впервые.
Прокуратура собирается сначала продержать топ-менеджера под арестом 48 часов без предъявления обвинения. Показательным для положения дел «с диктатурой закона» Владимира Путина является то, что при первой реакции в Москве почти никто не задавался вопросом о виновности или невиновности арестованного. Для экспертов компании «Тройка Диалог» «самый важный вопрос дня» заключается в том, «где же Лебедев преступил ту черту, за которой он неожиданно оказался на скамье подсудимых». Итогом для него может стать заключение сроком до десяти лет с содержанием в колонии.
Для Юрия Скуратова дело понятное: «Кремлю не нравится политическая активность Ходорковского, поэтому в дело пускается криминальный случай». Скуратов понимает, о чем говорит. Он сам в течение четырех лет был Генеральным прокурором.
В последнее время Ходорковский не только выступал публично против некоторых политических решений Путина, он в настоящее время стремится, богато финансируя левые и правые партии, создать свое собственное парламентское лобби, сделав, таким образом, подкоп под партию Путина «Единая Россия». К тому же косвенно он дал понять, что в 2008 году у него могут появиться амбиции занять президентское кресло.
Генеральная прокуратура выступила с резким опровержением того, будто бы за всем этим кроется политическая причина. Речь идет о «банальном криминальном случае присвоения государственных средств», заявила одна из ее представителей, как раз этим-то и укрепив людей в таком предположении. За восемь лет государство, горячилась она, не получило «ни копейки» за свой пакет акций, общая стоимость которого оценивается почти в 300 млн. долларов США.
Вопрос, почему государство молчало все эти восемь лет и откопало по инициативе близких к Кремлю депутатов Думы древний случай лишь накануне парламентских выборов, настораживает даже Олега Сысуева. «Я знаю власть, - сказал корреспонденту газеты «Коммерсант» бывший вице-премьер, - но до сих пор удивляюсь ее цинизму».