Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Несокрушимая популярность Путина

Более 70 % россиян положительно относятся к Владимиру Путину, хотя они зачастую не могут объяснить, по какой причине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже кричащее социальное неравенство не побуждает граждан России организоваться. В рядах всех российских политических партий, вместе взятых, насчитывается не более, чем 750 тысяч членов, и это в стране с населением 147 млн. человек. Тем не менее, согласно опросам общественного мнения, более 70 % россиян положительно относятся к Владимиру Путину, хотя они зачастую не могут объяснить, по какой причине.

Весна в Москве началась с убийства либерального депутата Сергея Юшенкова. Спустя несколько дней был убит Константин Яковлев, более известный под именем Костя Могила. Он долгое время был представителем криминального мира Санкт-Петербурга, затем превратился в делового человека и оказался другом губернатора.

Наконец, 6 июня почти одновременно произошло убийство Игоря Климова и Сергея Щитко, двух руководителей крупного госконцерна по производству и экспорту вооружений. Первый был убит перед подъездом своего дома, второго застрелили в его автомобиле в сотне километров от российской столицы. На этот раз речь шла о вызове, брошенном самому Владимиру Путину, так как Климов, бывший офицер спецслужб, был сотрудником и другом президента России. Холдинговая компания «Алмаз-Антей», заместителем директора которой был Климов, была создана год назад президентским указом.

«Когда мы были у власти, - говорит Вадим Бакатин, занимавший пост главы МВД при Горбачеве, - в России происходило 4 убийства на 100 тысяч жителей, в то время, как в США совершалось 9 убийств. Сегодня в России совершается 22 убийства на 100 тысяч человек, и я не знаю, каким будет этот показатель, если мы добавим статистику по другим бывшим советским республикам». А вот мнение заслуженного преподавателя страны Виктора Бялоградова. «Мы живем в стране, в которой нет традиции политической борьбы, - подчеркивает он. - В советское время политика была запрещена. Хаос, который последовал за распадом СССР, только-только начинает рассеиваться».

Известный лингвист, профессор Виктор Бялоградов был членом Компартии Советского Союза и даже ответственным работником ячейки своего института, но он не считает этого политической деятельностью. Сегодня он является беспартийным и не ходит в Кремль, чтобы получать премии. Его квартира на 18-ом этаже комплекса из четырех маленьких небоскребов кажется довольно удобной, но, как и прежде, он предпочитает излагать свои мысли на кухне , хотя вряд ли кто может услышать его слова или записать их на пленку. «Сегодня в России политические партии, профсоюзы и организации деятелей культуры напоминают пустые раковины, - сетует он. - Отныне у нас все продается, от водительских прав до университетского диплома, и даже место на больничной койке. По подсчетам одного знакомого экономиста, сумма выплачиваемых ежегодно взяток равна национальному бюджету или превосходит его».

И однако даже кричащее социальное неравенство не побуждает граждан страны организоваться. В рядах всех российских политических партий, вместе взятых, насчитывается не более, чем 750 тысяч членов, и это в стране с населением 147 млн. человек. Согласно опросам общественного мнения, более 70 % россиян положительно относятся к Владимиру Путину, хотя они зачастую не могут объяснить, по какой причине. Партия власти «Единство», получившая на парламентских выборах 1999 года 23 % голосов, объединилась с партией «Отечество» (13 % голосов) и с другими небольшими партиями. Сегодня эта партия, близкая к популярному президенту, называется «Единой Россией».

Предыдущие выборы показали, что избиратели не доверяют партии власти, и «Единая Россия» пытается представить себя в роли партии, оппозиционной правительству. Впрочем, делать это нелегко, ибо лидером этого движения является министр МВД Борис Грызлов. Руководители «Единой России» все чаще проводят совещания, чтобы найти темы, свидетельствующие об оппозиционности этого движения. Этому движению противостоит Компартия Геннадия Зюганова, которая продолжает оставаться, согласно опросам общественного мнения, первой партией страны: за нее собираются голосовать от 30 до 35% избирателей.

Руководитель Компартии, конечно, не является «светлым умом» нашей эпохи, но именно он применил ловкий маневр, позволивший ему сохранить контроль над своей партией. Тем не менее, он уже потерпел поражение в двух президентских выборах, и у него нет шансов победить на выборах главы государства в будущем году. Тем более ему уже пора подыскивать себе преемника. Но кого? Некоторые думают о молодом экономисте Сергее Глазьеве, который в ходе выборов губернатора Красноярска практически на равных боролся с местными ставленниками крупных российских олигархов.

Глазьев входил в состав первого правительства Бориса Ельцина, затем сотрудничал с генералом Лебедем, после чего пошел на сближение с Компартией. Глазьев, покинул правительство в 1993 году и никогда не был членом ни КПСС, ни КПРФ. Российские СМИ превозносят его за способность убеждать электорат, традиционно голосующий за коммунистов.

Учредитель и руководитель партии «Яблоко» Григорий Явлинский, который в начале работы нынешнего состава парламента изучал возможность союза с либеральным «Союзом правых сил», недавно тоже пошел на сближение с Компартией. Впервые за свою долгую парламентскую карьеру Зюганов и Явлинский совместно выступили с инициативой - выразить вотум недоверия правительству Михаила Касьянова.

Эта инициатива не имела никаких шансов на успех, но, тем не менее, она свидетельствует о перегруппировке внутри оппозиции, которая может на декабрьских выборах выдвинуть двух кандидатов - Сергея Глазьева и Григория Явлинского. Однако социолог Сергей Климков считает, что "у них нет шансов на победу". "Олигархи, конечно, не допустят такого сюрприза, - говорит он, - и хотя их возможности повлиять на результаты выборов не являются беспредельными, тем не менее, они могут склонить чашу весов в сторону «Единой России».