Москва, 7 июля 2003 года. Вчера, после совершенного в субботу бомбистами-самоубийцами теракта, в Москве и окрестностях введен режим усиленной безопасности; президент Владимир Путин отменил все свои зарубежные поездки, чтобы попытаться справиться со страхом, который охватил 10-миллионное население столицы. Министерство здравоохранения осторожничало, называя цифру погибших в результате теракта (13 человек), однако милиция сообщила о гибели 18 человек; состояние 11 из 49 раненых остается тяжелым, а две молодые женщины находятся в критическом состоянии.
Г-н Путин вчера намеревался отправиться в Узбекистан и далее в Малайзию, однако отменил свои визиты, как сказано в коммюнике пресс-службы президента, "в связи с трагическими обстоятельствами теракта в Москве". Многие воспримут это решение президента как попытку - в год выборов - уверить взволнованную общественность, что г-н Путин лично занимается террористической угрозой.
Вчера министерство внутренних дел объявило о ряде мер, направленных на "выявление лиц, готовящих и осуществляющих теракты". В числе этих мер увеличение нарядов милиции в общественных местах, в медицинских учреждениях, в театрах, на рынках и в торговых центрах. Будет усилена "превентивная работа" на железнодорожном и воздушном транспорте, сказано в сообщении министерства, возрастет число досматриваемых автомобилей, а на зрелищных мероприятиях начнут применять металлодетекторы. Министерство обратилось к населению с призывом "проявлять терпение и понимание необходимости подобных мер".
Вышеперечисленные меры усилят чувство беспокойства в городе, что субботний теракт, быть может, являет собой начало летней кампании террористических взрывов, имеющих целью помещать достижению Кремлем политического решения для мятежной республики, которое должно в октябре с.г. завершиться избранием президента Чечни.
Москвичи начали опасаться, что война в Чечне может вскоре быть перенесена на улицы их собственного города. После захвата заложников в московском театре в столице были усилены меры безопасности, а милиция начала проверки наличия видов на жительство в российском городе у многих миролюбивых чеченцев. За 9 месяцев, прошедших после захвата заложников в театре, бдительность была слегка ослаблена, однако на фестивале, который проводился в субботу на Тушинском аэродроме, милиции было достаточно много. Фестиваль продолжался и после теракта; он завершился вчера вечером в 23 часа, однако количество публики заметно поубавилось.
Пока никто не взял на себя ответственность за взрыв. Сразу же после теракта представитель Аслана Масхадова, последнего законно избранного президента Чечни, заявил, что лидер сепаратистов "не принимал участия" в этом нападении. Это скоропалительное заявление, возможно, свидетельствует, что ответственность за данный теракт несет чеченское движение сопротивления.
Вчера люди возлагали цветы к временному памятнику у входа на территорию Тушинского аэродрома. "Меры безопасности были жесткие". - сказал один из присутствовавших. - Никогда не знаешь, где и когда может случиться несчастье".
Православный патриарх Алексий II провел поминальную службу в столичном соборе Христа-Спасителя. "Жить в Москве стало очень боязно, - сказала Людмила, одна из тех, кто присутствовал на богослужении. - Нет никаких гарантий".
В пятницу в Ингушетии был похищен чеченский журналист, работающий на французское агентство новостей AFP. Люди в масках вытащили Али Астамирова из его автомобиля. Ранее ему несколько месяцев угрожали по телефону. Мишель Вьятто (Michel Viatteau), шеф московского бюро AFP, сказал, что похитители не вступали с ним в контакт. "Не думаю, что репортера похитили ради получения выкупа", - заявил он.