Несмотря на то, что после валютного и банковского кризиса 1998 года российские финансовые институты заметно окрепли, их состояние по-прежнему характеризуется как «незрелое». В силу того, что существует нехватка российского частного капитала, а зарубежные банки удерживаются от расширения своей деятельности, в местном банковском секторе доминируют государственные банки, в частности, «Сбербанк России» и «Внешторгбанк». Опираясь на исторически сложившиеся преимущества в конкуренции, а также в связи с потерей значения частными банками они смогли усилить свои позиции на российском финансовом рынке, говорится в исследовании берлинского Фонда науки и политики (SWP).
В России существуют различные мнения относительно того, каким образом должна проводиться банковская реформа. За каждой из концепций стоит лобби. Согласно берлинскому исследованию, их реализация могла бы, скорее, привести к стагнации в банковской системе, чем к позитивному развитию.
Так, предлагаемое разрушение «Сбербанка» могло бы вызвать потерю в стране доверия среди населения и уход инвесторов с последующим крахом банковской системы, сравнимым с кризисом 1998 года.
В исследовании представлено мнение, что соотношение сил на российском банковском рынке останется, по всей вероятности, в ближайшие пять-десять лет в целом стабильным. Из анализа в целом следует к тому же, что вряд ли изменится структура собственников, а правительство и Центральный банк смогут по-прежнему сохранять влияние на деловую политику обоих крупных государственных банков.
Очевидно, что их приватизация, впрочем, как и в Китае, имеет меньшее стратегическое значение, чем в восточно-европейских странах, где происходят преобразования. Зато руководство российских государственных банков достаточно самостоятельно в определения направления своей деловой политики в среднесрочной перспективе.
Возможно, получит быстрое развитие российский сектор частных вкладчиков, и с расширением банковской сети государственные институты утратят доминирующее положение. Спрос на банковские услуги в России велик. Если в Европе услугами филиалов пользуются в среднем 2 000 человек, то в России - 5 000 человек. Привести это соотношение к европейскому показателю возможным в обозримом времени не представляется, иначе пришлось бы открывать еще 40 000 филиалов, или два «Сбербанка».