Прошел месяц после посвященных трехсотлетию Санкт-Петербурга празднеств, в ходе которых западные лидеры рукоплескали режиму Владимира Путина как фактору прогресса и внедрения европейских ценностей. И вдруг - раскат грома среди ясного неба: начались судебные неприятности для самого богатого в России человека Михаила Ходорковского, к которому большинство обнищавших россиян не испытывают особого сострадания.
Случившееся ставит вопрос о необратимости процесса большой приватизации, осуществленной в середине 90-х гг. Речь идет об основе «олигархического капитализма», унаследованного Путиным от эпохи Ельцина, и основе российской рыночной экономики, статус которой официально признал Евросоюз.
Михаил Ходорковский, который в пятницу был вызван в Генпрокуратуру в рамках судебного дела о присвоении госсредств, является знаковой фигурой. Этот бывший комсомольский активист, который первым из российских олигархов выступил с лозунгом «прозрачности» в бизнесе, сегодня пользуется положительной репутацией в западных деловых кругах. 4 июля он присутствовал на приеме в посольстве США в Москве.
Между тем, до парламентских выборов остается менее полугода, и хорошо известно, что с момента переизбрания Бориса Ельцина на второй срок в 1996 году исход голосования во многом зависит от мобилизации ресурсов капитанов промышленных и финансовых кругов. И в этой ситуации Владимир Путин решил напомнить, кто в доме является хозяином. Причем метод, который для этого используется, подрывает и без того слабое доверие к идее независимости российского правосудия от Кремля.
Уголовное дело, возбужденное в отношении главы группы «Менатеп» Платона Лебедева, который является деловым партнером Ходорковского, стало отрицательным сигналом для зарубежных инвесторов, присутствие которых в России остается слабым, несмотря на неожиданное соглашение, заключенное весной между British Petroleum и Тюменской Нефтяной Компанией (ТНК).
В последнее время, согласно циркулирующей в Москве информации, группа «Менатеп» вела переговоры о возможном альянсе «Юкоса» с международными гигантами Shell и ExxonMobil. Перспектива такого альянса с мощным иностранным партнером могла бы помешать Кремлю подвергнуть «Юкос» политическому давлению, и властям было бы труднее заставить империю Ходорковского финансировать избирательную кампанию в «нужном» направлении.
В пятницу высокопоставленный представитель администрации президента РФ, пожелавший остаться неназванным, в беседе с западными журналистами попытался принизить политическую значимость «дела Ходорковского». При этом, однако, он заявил о необходимости «скорейшего завершения этого дела», чтобы имидж России не пострадал. По его словам, «нет оснований утверждать», что у этого судебного дела имеется политическая подоплека.
Затем представитель администрации президента РФ сообщил главную новость. Оказывается, проекта «амнистии» российских олигархов не существует. По его словам , «идея амнистии была обсуждена, но никакого решения принято не было». Итак, можно сделать вывод: отсутствие такой амнистии ставит крупные сделки в сфере приватизации, совершенные в 90-х годах, в зависимость от судебных инстанций, и давление на российских олигархов будет продолжаться. В Кремле считают, что последствия этого нажима будут ограниченными.
Напомним, что летом 2000, спустя несколько месяцев после своего прихода к власти, Владимир Путин в ходе встречи с двадцатью патронами российской индустрии проявил большую осторожность. Он выступил с инициативой принятия закона, предусматривающего иммунитет от судебного преследования в отношении "определенных правонарушений, совершенных в определенный период".