8 июля 2003 года. Если верить российскому президенту Владимиру Путину, война в Чечне закончена. Он отмечает, что чеченцы на мартовском референдуме одобрили план предоставления им автономии, в соответствии с которым эта крохотная мятежная республика остается в составе Российской Федерации. Он назначил на октябрь местные выборы и передал руководство военными операциями от службы безопасности к милиции.
Однако самоубийственные взрывы на московском рок-фестивале в конце прошлой недели говорят об ином. Две женщины-самоубийцы взорвали вместе с собой 13 других людей. Этот теракт является самым свежим в целом ряду других подобных взрывов, многие из которых были совершены женщинами; их результатом стала гибель десятков невинных людей.
А тем временем российские солдаты продолжают ежедневно гибнуть по всей Чечне. Ежемесячно пропадают без вести 100-150 чеченцев. Многих хватают российские силы безопасности, после чего они бесследно исчезают.
Участие женщин в самоубийственных терактах отражает глубокое отчаяние, которое ощущают многие чеченцы. На протяжении большей части двух последних веков они участвуют в то разгорающихся, то затухающих восстаниях против России. Только за последние 100 лет были убиты сотни тысяч чеченцев.
Женщины-самоубийцы не укладываются в чеченские национальные традиции, а мифический суфийский ислам, которого исторически придерживается большинство чеченского населения, учит, что женщины не воюют.
Москва настаивает, что чеченские повстанцы действуют заодно с "Аль-Каидой". Вполне вероятно, что существует связь между Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden) и некоторыми повстанцами. Однако большинство внешних наблюдателей считают, что главной мотивацией повстанцев является чеченский национализм, а не религиозная идеология.
Европейский парламент, который на прошлой неделе осудил "военные преступления" России в Чечне, правильно понимает ситуацию: не может быть военного решения данного конфликта. Москве следует побыстрее согласиться на созыв международной конференции, где она сядет за один стол с чеченскими представителями и европейскими организациями, чтобы обсудить возможности мирного решения. Российский и чеченский народы оба устали от убийств.