Интервью с Антонио Фернандесом (Antonio Fernandez) - историком и политическим аналитиком, специалистом по истории России и Советского Союза, последние десять лет живущим в Москве и работающим в испанском посольстве. Одним из соавторов главного теоретика истории современной России Сергея Кара-Мурзы. Антонио Фернандес публикует книгу "Чечня vs. Россия". ("Chechenia versus Rusia", изд-во "El Viejo Topo")
- Чеченский конфликт искусственный?
- Да и еще раз да: чеченский конфликт искусственный, заключенный в рамки другого, более широкого конфликта, разработанного на заднем плане советской политики еще во времена перестройки.
- С какой целью?
- С целью принесения хаоса в советское общество, дестабилизации всей страны для проведения и достижения политических, социальных и экономических изменений в России.
- Кто в этом заинтересован?
- Организованная преступность, политики и разделяющая прозападные настроения российская интеллигенция. Кроме того, крупные олигархи, незаконным образом удерживающие власть в своей стране: Россия, не представляющая собой единого целого, дает им больше возможностей для осуществления контроля над экономическими ресурсами страны и прямого выхода на международный рынок без необходимости с кем-либо делить его.
- Но чеченский конфликт имеет долгую историю?
- Это конфликт был искусственно создан в Москве в середине восьмидесятых годов. Противостояние между русскими и чеченцами проходило в несколько этапов, но никогда прежде ситуация не доходила до такого предела, как сегодня. Даже во времена Кавказской войны 19-го столетия.
- Разве это не война за независимость?
- Нет, в ней участвует лишь незначительная часть чеченского народа. Речь идет о борьбе некоторых лидеров различных кланов, преследующих вполне конкретные интересы.
- Какие?
- Оставив в стороне вопрос о нефти, следует вспомнить, что в восьмидесятые годы Чечня превратилась в своеобразную черную таможенную дыру, через который за границу просачивалась значительная часть нелегальных поставок: самое современное вооружение и остатки боевой техники Советской Армии.
- И нет никакой идеологии?
- Кроме вышесказанного, эта война не дает возможности левой оппозиции реорганизоваться и принять меры для решения многих социальных проблем. Вне всякого сомнения чеченский конфликт в настоящее время является наиболее острым, но, рассуждая о нем, политики постоянно занимаются одной лишь демагогией.
- И конфликт с каждым разом становится все жестче и жестче.
- Радикальные изменения ситуации произошли в девяностых годах, когда группа чеченцев, взявшая власть в свои руки, провозгласила независимость республики, не учитывая при этом мнения всего чеченского народа. Не стоит забывать, что на Кавказе не существует концепции национального самосознания, скорее, сознание этнической принадлежности, а уже внутри нее чувство принадлежности к тому или иному клану.
- И каждый род живет по своим законам?
- Да, свои законы, свои предводители, свои суды и свои приговоры, которые выносят советы старейшин. Когда глава рода решает вступить с кем-либо в борьбу, неприсоединившийся член рода считается предателем и приговаривается к смерти. И это пятно позора распространяется на всю его семью. Такие понятия как кровная месть до сих пор сохраняют свое действие в Чечне.
- Однако в Чечне уровень жизни был выше, чем в других регионах СССР.
- Да, и именно благодаря нефтехимической промышленности. В столице Чечни, практически полностью разрушенном сегодня Грозном существовало несколько высших технических учебных заведений. Многие чеченцы занимают высокие посты в российском правительстве и занимаются профессиональной деятельностью по всей территории страны.
- Сложно поверить, что все основано на деньгах.
- В определенных кругах политиков и олигархов бытует мнение, что разобщенная Россия может вступить в состав Европы как небольшая страна, вроде Франции и Германии, что она станет более управляемой и "цивилизованной".
- У этого чеченского конфликта есть источники вне России?
- Чем дольше продлится эта ситуация всеобщего кризиса, тем слабее будет становиться Россия и тем сложнее будет ей выступать на международной арене в качестве альтернативной державы.
- Кто в настоящее время контролирует в России средства массовой информации?
- Парадоксальным образом вплоть до настоящего момента и российское телевидение и российскую прессу можно было считать прочеченскими. До последнего времени российские СМИ контролировались российскими политиками, стоящими в оппозиции Путину. В самый разгар захвата театра на Дубровке наиболее влиятельные российские телевизионные каналы оправдывали действия чеченцев.
- Предположив, что существуют круги, заинтересованные в этой войне, что можно сказать о том, куда приведет продление конфликта?
- Подобные ситуации хаоса действуют наподобие радиационного излучения и дестабилизируют не только саму зону конфликта, но и всю геополитическую обстановку. Прежде ситуации хаоса создавались для того, чтобы изменить существующий порядок и установить другой. Сегодня оказалось, что гораздо рентабельнее поддерживать этот хаос.
- Согласно Вашей теории афганский и ближневосточный хаос были созданы?
- Да, и не случайно, как только на Ближнем Востоке собираются заключить мирный договор, что-то мешает этому процессу. Конфликт в бывшей Югославии серьезно повлиял на всю Европу, и подобное влияние ощущалось достаточно долго. В ситуации нестабильности гораздо легче контролировать определенные процессы и геополитические пространства. В этом смысле для крупных капиталов хаос гораздо рентабельнее.
- Но они и без того нас контролируют.
- Обратите внимание на Соединенные Штаты: нестабильная ситуация и угроза терроризма годятся не только для того, чтобы обирать весь остальной мир, присваивая себе его богатства, но и - в качестве меры по укреплению самой системы, потому как общество начинает смыкать свои ряды вокруг правительства. Сегодня больше, чем когда-либо прежде, все средства пропаганды - и искусство, и кино, и телевидение - занимаются созданием ощущения страха и неминуемой катастрофы.
- В таком случае нас ожидает еще больший хаос?
- Я придерживаюсь следующей теории: всеобщий хаос является весьма действенным механизмом для осуществления политического и экономического контроля над миром.