Пять лет назад московский рынок "Горбушка" был зеркалом российской экономики с царящим в ней беззаконием. Торговцы продавали пиратские компакт-диски под деревьями, а контрабандные магнитофоны - из кузовов грузовиков, прячась от милиционеров и налоговых инспекторов. В настоящее время Горбушка вышла из подполья. Построенный в советское время завод по производству телевизоров превратился в оснащенный системами кондиционирования воздуха торговый центр, предлагающий бытовую электронику - около 2000 магазинов, продающих от мобильных телефонов до домашних кинотеатров высшего класса. Корпорации "Sony" и "EMI" строят там свои официальные павильоны, а количество посетителей достигает 75000 в день.
Спустя 15 лет после того, как Михаил Горбачев сделал первые шаги по направлению к реформам, укрепляется мнение, что Россия превращается в страну с нормальной рыночной экономикой. Однако в реальности происходит следующее: Москва действительно становится типичной европейской столицей, в то время как вся остальная страна тщетно ожидает перемен. По официальным данным, валовый внутренний продукт на душу населения в Москве (5500 долларов США в 2002 году) в три раза превышает средний уровень по России, однако большинство экспертов считают, что реальный разрыв больше и постоянно растет. "Вопрос заключается в том, - говорит московский медиа-магнат Олег Хрипунов, - потянет ли московский локомотив за собой остальную Россию, или же он оторвется от нее и умчится вперед".
Нынешнее положение Москвы уходит корнями в советское прошлое, когда все, даже самые незначительные, решения принимались в столице. Когда Советский Союз распался, возник новый класс промышленных олигархов, однако в бизнесе они тоже опирались на московские связи. В настоящее время закрепляется ситуация, в которой бизнес, финансы, средства массовой информации, индустрия развлечений, торговля, культура, мода - сосредоточиваются в Москве, как если бы Нью-Йорк, Вашингтон и Лос-Анджелес были одним городом. "Москва всегда была паразитом в центре российской империи, высасывающим все богатства из периферии", - считает американский банкир Бернард Сачер (Bernard Sucher), начавший недавно на работу в одном российском банке, расположенном, конечно, тоже в Москве.
В Москве живет около 7 процентов населения России, составляющего 145 миллионов человек, однако в 2002 году они произвели 21 процент валового внутреннего продукта страны, по сравнению с 14 процентами в 1997 году. Так как богатство и частный бизнес сконцентрированы главным образом в Москве, то, по мнению аналитиков, реальный разрыв еще больше.
Большинство денег поступает от продажи нефти, добытой в далекой Сибири или на Сахалине. Однако нефтяные компании, как и "Газпром", платят налоги в том городе, где расположена их штаб-квартира, обычно в Москве. Столица вкладывает деньги в новые дороги или шикарную реконструкцию аэропорта "Домодедово", ставшего сейчас лучшим в России, в то время как остальная страна дряхлеет все больше и больше. Более того, именно в Москве заключаются сделки, накапливаются прибыли, формируется новый класс профессионалов, работающих в бурно развивающейся сфере сервиса. В 2000 году сфера услуг составляла 45 процентов экономики России, а в Москве - 75 процентов.
Президент Владимир Путин с сожалением говорит о неудачных попытках создания в России малого бизнеса, который сменил бы олигархов, однако это относится главным образом ко всей остальной стране, кроме столицы. Четверть российского малого бизнеса сосредоточено в Москве, от страховых компаний и фитнесс-клубов до газетных киосков и ресторанов. Еще один характерно московский бизнес: агентства, организующие празднования дней рождения детей богатых родителей. Строители и архитекторы засыпаны работой для состоятельных людей.
Москвичи - представители среднего класса проводят отпуск за границей, обедают в китайских ресторанах и имеют автомобили "Тойота" или "Форд". Около 40 процентов всех мобильных телефонов России принадлежат москвичам.
Ирина Ваненкова, представитель российского подразделения компании "IKEA", говорит: "Москва - это не Россия. Наш московский магазин похож на магазины "IKEA" в Лондоне, Париже или в Нью-Йорке".
Богатства России начинают концентрироваться не только в Москве, но и в руках небольшого количества людей. По результатам исследования, проведенного в 2002 году компанией "Brunswick UBS", 54 из 64 ведущих частных компаний страны контролируются восемью "финансово-промышленными группами" (то есть олигархами), штаб-квартиры которых находятся в Москве. Идут активные споры: превратится ли Россия в страну с цивилизованной экономикой, основанной на природных богатствах, наподобие Канады, или пойдет дорогой стран, в которых природные ресурсы служили диктаторским режимам.
Оптимисты говорят, что московское благополучие начнет вскоре растекаться по стране. Крупные торговцы, такие как "IKEA", готовятся к выходу на провинциальные рынки. Экономист Андерс Аслунд (Anders Aslund) из Фонда Карнеги считает, что Санкт-Петербург, Екатеринбург или Ростов-на-Дону смогут вскоре бросить вызов лидерству Москвы. Аналитик Питер Бун (Peter Boone) из компании "UBS Brunswick Warburg" считает, что темпы роста по всей России такие же высокие, как и в Москве. Однако многие россияне и западные эксперты с этим не согласны. По их мнению, "Москву никогда не догнать".
В России в настоящее время складываются не только две различные экономики, но и две различные экономические культуры. В Москве крупнейшие игроки обогащают друг друга и город, однако при этом контролируют друг друга. В провинциях олигархи могут быть всесильными, зачастую вступая в союзы с местными губернаторами, однако это замедляет экономическое развитие. Получится так, что в то время, как Москва будет становиться все более современным европейским городом, остальная часть страны будет все больше отставать.